(1059–1111)
«Разум человеку дал Всевышний!»
Виднейший представитель традиционной мусульманской мудрости, прозванный современниками «доказателем ислама». В своем философском творчестве проводил глубокий анализ и подвергал острой критике арабских неоплатоников и всевозможные натуралистические и рационалистические концепции восточных перипатетиков. АльГазали был, пожалуй, самым последовательным и стойким защитником традиционного исламского мировоззрения, что подтверждает название одного из наиболее известных его трудов – «Непоследовательность философии». Наибольший вред, считает АльГазали, способны принести истинно верующему человеку шестнадцать метафизических и четыре физических принципа, которые таит в себе философия. И первым из этих принципов АльГазали называет учение о вечности мира и материи. Также не устраивает его и концепция человеческого разума как изначально присущей человеку способности. АльГазали утверждает, что разум есть «величайший» дар, которым Бог «осчастливил людей». Только благодаря этому дару человечество и способно постигать истину. АльГазали разделяет науку на «Науку поведения» и «Науку откровения». Первая, по его мнению, ничего не дает человеку, кроме мертвых, «внешних» знаний. Вторая же, подлинная наука, порождает религиозное, истинное понимание, ибо вера изначально заложена Богом в души людей. Поэтому всегда и во всем правы не те, кто «отстранился и забыл», а те, кто «долго размышлял и вспомнил».