(Alexander, Archibald, 1772 1851).
Первый профессор Принстонской теологической семинарии; разработал основы принстонской теологии, господствовавшей там больше 100 лет. Начав свой путь странствующим проповедником, Александер стал президентом колледжа ХамденСидни (1796 1807), пастором пресвитерианской церкви Пайнстрит в Филадельфии (180712), а в 1812 г. занял место профессора в Принстонской семинарии. Преемники Александера на кафедре Ч. Ходж, А. А. Ходж и Б. Б. Уорфилд по существу, только расширили, прояснили и углубили его основные идеи. Александер опирался на положения реформатской теологии, соответствующие вестминстерским стандартам, на концепции ортодоксальных протестантских богословов XVII в. и на принципы шотландской философии "здравого смысла". Библия для него незаменимый источник учения и религиозной практики, а человеческий разум мощное орудие, позволяющее показать истинность Библии и толковать ее. Религиозный опыт, обретенный под водительством Св. Духа, имеет, по Александеру, решающее значение для духовной жизни, однако такой опыт ни в коем случае не должен превратиться в "энтузиазм ". Александер не был экзегетом в полном смысле этого слова, подобно Ч. Ходжу; не был он и опытным полемистом против "Новой Англии" и других форм арминианства или успешным популяризатором, как А. А. Ходж, или искусным логиком, как Уорфилд. И все же благодаря своему жизненному опыту Александер отличался большей отзывчивостью и лучше знал человеческую природу, чем его эрудированные последователи.
MA.N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: Alexander, Evidences of the Authenticity. Inspiration, and Canonical Authority of the Holy Scriptures, Thoughts on Religious Expertence, and Outlines of Mural Science; J. W. Alexander, The Life of Archibald Alexander; J. A. MacKay, "Archibald Alexander (1772185!): Founding Futherx, in Sons of the Prophets, ed. H.T. Kerr.
См. также: Старая принстонская теология.