АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ
Источник: Философский словарь. 1963
Источник: Философский энциклопедический словарь
А.А.Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля, к-рые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии. Утверждение о сотворенности материи и времени дает A.B. возможность узаконить в рамках схоластики аристотелеву физику с ее учением о непрерывности материи как основы изменения. Согласно А. В., первыми в порядке творения были т. н. четыре совечных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с аристотелевской космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея - высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея - аналог неподвижного двигателя; имея природу света, оно - причина многих светов, к-рые составляют сферу звезд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной сущности (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о., смертными), то А. В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы
и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души), основываясь на восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого совпадает с источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его сущности. Этика А. В.- учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие человека; к практич. разуму относится и совесть, благодаря к-рой человек по природе обладает универсальными принципами нравств. поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не сливается у А. В. с метафизикой, как у мн. схоластов.
А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и араб, ученых; наряду с большой систематизаторской работой в области естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и опыте.
Источник: Советский философский словарь
Ученый, теолог и церковный деятель, монахдоминиканец. Принадлежа по рождению к высшему дворянству Швабии (граф фон Болыптедт), он в 1223 г. стал монахом. С 1245 по 1248 г. Альберт Великий учил в монастырях Германии и несколько раз посещал Парижский университет, а в 124548 гг. занимал там кафедру теологии. В 1248 г. он вернулся в Кельн, чтобы поновому направить ученые занятия в своем ордене. Позже он стал главой германской провинции доминиканцев и был назначен епископом Регенсбурга (126062). Уйдя с административных постов, был учителем, писателем и полемистом.
Альберт Великий ведущий мыслитель своего времени. Он жил тогда, когда переводились научные труды Аристотеля вместе с комментариями к ним мусульманских ученых и их начали изучать в университетах Европы. Альберт Великий одним из первых овладел этими трудами, что нашло отражение в его сочинениях, насчитывающих в общей сложности 21 объемный том. Среди сочинений Альберта Великого комментарий на "Книги сентенций" (Sententiarum libri quatuor) Петра Ломбардского и толкования на "великих" и "малых" пророков, Книгу Иова и евангелия. Наиболее значительные работы Альберта Великого разъяснения научных трудов Аристотеля, а также "Сумма теологии" (Summa theologiae), в крой он пытался согласовать теологию и философию. Естественнонаучные исследования Альберта Великого посвящены физике, психологии, географии, минералогии, ботанике, зоологии и жизненным процессам в целом. В отличие от многих средневековых авторов, он не комментировал Аристотеля строка за строкой, а излагал текст, добавляя отступления, основанные на собственном опыте.
Вторая из основных областей его интересов синтез философии Аристотеля и христианства. В попытках такого синтеза Альберт Великий не добился того, что позже удалось Фоме Аквинскому, но именно он начал отстаивать самоценность и откровения, и разума. Он верил, что человек должен приобретать мирские знания так, чтобы соотносить их с истинами веры, и что никакое количество философских или научных знаний не может быть чрезмерным для христиан. Однако, учил он, в конечном счете рациональное знание не может противоречить божественному откровению.
Альберт Великий жил в " золотой век схоластики ". Несмотря на чрезвычайно занятую и переменчивую жизнь, он в большем объеме, чем к.л. другой из его современников, овладел теми знаниями, крые были доступны в то время. В какомто смысле он был уникален ему удавалось сочетать наблюдения над природой, чтение книг и постоянные попытки объединить отдельные детали в последовательную схему. Альберта Beликого обвиняли в общении со сверхъестественными силами, крые помогают ему совершать чудеса. За поразительную ученость потомство дало ему прозвание "Великий", к-рое обычно дают победоносным военачальникам.
R.G. С1Х>ШЕ(пер.Д.Э.) Библиография: М. Albert, Albert the Great; ?. Gilson, A History of Christian Philosophy in the Middle Ages; Т. M. Schwertner, St. Albert the Great; J. A. Weisheipl, ed.,Albertus Magnus and the Sciences; ? J. Kovach and R.W. Shahan, Albert the Great.
См. также: Схоластика.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
H. С. Scheeben. А. М., 1932, 1955; U. Dähnert. Die Erkenntnislehre des А. M., 1934 (mit Bibi.); R. Liertz. A. d. Gr., Gedanken über sein Leben u. aus seinen Werken, 1948; O. Lottin. Ouvrages théologiques des S. A. le G., in: Psychologie et morale aux XII et XIII siècles, 1960; J. Schneider Das Gute u. die Liebe nach der Lehre A. d. Gr., 1967; G. Wieland. Unters, zum Seinsbegriff im Metaphysikkommentar A. d. Gr., 1972; A. Zimmermann (Hg.). A. d. Gr., 1981; B. Thomassen. Metaphysik als Lebensform. Unters, zur Grundlegung der Metaphysik im Metaphysikkommentar A. d. Gr., 1985; A. de Libera. A. le grand et la philos., Paris, 1990.
АЛЬБЕРТ (Albert) Карл — философ; p. 2.10.1921 (Негейм); профессор в Вуппертале; в своем учении об «онтологическом опыте» пытается сочетать идею бытия в западной традиции с основными идеями экзистенциальной философии и таким образом подойти к философии отдельных областей культуры (искусства, религии, общества и воспитания). Наряду с другими работами написал также: Philosophie der modernen Kunst, 1969; Die ontologische Erfahrung, 1974; Zur Metaphysik
Lavelles, 1975; Meister Eckharts These vom Sein, 1976; Über spirituelle Poesie, 1977; (Hg.) Hesiod, Theogonie, 1978; Griechische Religion und platonische Philosophie, 1980; Das gemeinsame Sein, 1981; Vom Kult zum Logos, 1982; Mystik und Philosophie, 1986; Philosophische Studien, I—II, 1988—1989.
E. Jain. Erfahrung des Seins. Reflexionen zur Philos. К. A. s, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Albertus Magnus, Albert der Grobe, Albert von Bollstadt) (1193 или 1206/07, Лауинген, Швабия -15 ноября 1280, Кельн) немецкий богослов, философ и ученый-естествоиспытатель; «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Преподаватель Парижского университета (1245—48) и кельнской орденской школы (1248—52); учитель Фомы Ливийского и Ульриха Страсбургского. Доминиканец (с 1223), провинциал ордена в Германии (1254—57), епископ Регенсбурга (1260—62). Канонизирован Римско-католической церковью в 1931. Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О причинах и о возникновении всеобщего», «О единстве разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др.
С именем Альберта Великого связана рецепция схоластической наукой идей и методов Аристотеля (практически все его работы он изложил, прокомментировал и истолковал в духе христианской теологии). При этом трактовка Альбертом аристотелизма сильно зависела от его интерпретации у Ибн Счны (Авиценны), а также от христианского и арабского неоплатонизма (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагам, ал-Фараби, «Книга о причинах» и др.).
Четко разграничивая теологию и философию, Альберт признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Теология, будучи практическим учением, служащим идеям спасения, руководствуется положениями веры, которые разум судить не может. Философия же как разумное постижение сущего, или вещей самих по себе, не нуждается в каких-либо иных авторитетах, кроме логического доказательства и опыта, и имеет целью само знание. Философы опираются на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen infusum). При этом вера использует разум для своего укрепления и распространения.
Бытие—первое сотворенное сущее и основа всех сотворенных вещей, каждая из которых составлена из «того, что есть» (id quod est), т. е. ее сущности, и отличного от сущности «бытия, которым есть» (esse quod est) вещь; бытие (esse) метафизически предшествует конкретизирующим и ограничивающим его определениям, благодаря которым просто бытие становится бытием чем-либо (esse aliquid). Бытие является и предельным основанием всякого умопостижения, будучи простейшим понятием, на знании которого останавливается анализирующий интеллект. Однако хотя бытие—это наипростейшее из всего сотворенного, оно все же обладает (также наипростейшей) композицией, поскольку может рассматриваться как существующее по отношению к Творцу и как существующее по отношению ко всем своим детерминантам. Абсолютно же чистое и простое первое бытие находится по ту сторону этого абстрагированного бытия как его причина. Это бытие Бога, в котором нет и не может быть никакой композиции, так как и «то, что есть» Бог, и само его бытие в Нем совершенно тождественны. Всему сотворенному присуща также причастность определенной форме, соединенной или же не соединенной (как у чистых интеллигенции, т. е. ангелов) с материей. Формы имеют универсальную природу (natura universalis) умопостигаемого света, излучаемого первой причиной. Определяя характер отношения между уровнями нисходящей иерархии сущностей, Альберт использует неоплатоническую по духу терминологию метафизики света («эманация», «истечение бытия» и т. п.), однако при этом он настаивает, что мы должны верить в сотворение мира Богом «из ничего», поскольку Бог сам сообщил нам об этом в книге Бытия; средствами же разума невечность мира доказанной (как и опровергнутой) быть не может.
Геоцентрическую космологию Альберт излагает в контексте доктрины т. н. «четырех совечных» (coaequaeva) (небо эмпирея, материя, время и природа ангелов). Неподвижное небо эмпирея играет роль перводвигателя. Эта обладающая световой природой «движущая телесная форма», которая есть причина и иных светов, составляющих сферу звезд, обусловливает своими влияниями круговое движение всей системы концентрических сфер, а через них и активность элементов подлунного мира.
В антропологии Альберт, примиряя платоновско-августиновское и аристотелевское учения о душе, утверждает, что в то время как сущностно душа есть чисто духовная субстанция, чья интеллектуальная деятельность не связана с телесными органами (и это обусловливает ее бессмертие), операционально она функционирует как форма тела человека, определяющая его видовое отличие и придающая ему жизнь.
Придерживаясь аристотелевского различения деятельного (актуального) и потенциального разума, Альберт критикует теорию универсального деятельного разума (intellectus universaliter agens) Авиценны (Ибн Сины) и отождествляет этот разум с Богом, чей свет разумения сообщается индивидуальным деятельным разумам отдельных людей; выступает он и против учения Аверроэса (Ибн Рушда) о едином, вечном и общем для всех разуме. Согласно Альберту, разум, который до опыта подобен «чистой доске» (tabula rasa), приобретает знания посредством двух интенций. Первая интенция (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний объект, и сформированное таким образом понятие об определенной вещи; вторая же интенция (intentio secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления (т. е. универсальные понятия, логические законы и т. п.). При этом универсалия как абстракция, содержащаяся «после вещи» (post rem) в человеческом разуме, представляет собой лишь один из трех возможных способов существования общей природы вещей: два других — это идея, пребывающая «до вещи» (ante rem) в божественном уме, и пребывающий «в вещи» (in re) индивидуализированный материей вид (species), или форма.
Помимо рациональной способности человеческая душа обладает, по Альберту, сообщающей ей моральные нормы совестью, а также волей, способной совершать свободный выбор. Субъектом естественной каузальности (в частности, астрологической) является лишь тело человека, душа же его не подвержена ей.
В научных трудах Альберта представлены практически все возможные в то время области естествознания: зоология («О животных»), ботаника («О растениях»), минералогия («О минералах») и т. д. Он прославился и как практикнатуралист, проводивший эмпирические исследования, а благодаря приписываемым ему алхимическим («Книга об алхимии») и оккультным трактатам он прослыл магом и чернокнижником.
Соч.: Opera oinnia, ed. A. Borgnet, t. 1—38. Р., 1890—99; Opera mnia, ed. B. Geyer, t. 1—40. Munster, 1951—84 (к 1984 издано 14 тт.); в рус. пер: О растениях. — В сб.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.—Л., 1936, с. 231—283.
Лит.: Grabmann M. Der heilige Albert der Grobe. Wissenschaftliches Charakterbild. Muneh., 1932; Albertus Magnus Doctor Universalis, 1280—1980, ed. G. Meyer & A Zimmennann. Mayence, 1980; Albertus Magnus. Seine Zeit, sein Werk, seine Wirkung, ed. A. Zinunennann. B.—N. Y., 1981; Craemer-Kugenberg I. Albertus Magnus, Munch., 1980; Libero A. De. Albert le Grand et la philosophie. P., 1990; Studia Albertina (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mitteralters, Suppl. 4) Munster, 1952.
A. M. Шишков
Источник: Новая философская энциклопедия