АКУШАЛА
АКУШАЛА
Неблагой. Дурной. Греховный. То, что препятствует освобождению. Представление о неблагом в «Махабхарате» обозначено как «неисполнение агнихотры, непочтительность к коровам, к гостям и родственникам, к детям, к супруге, слугам». В буддизме проблема благого и неблагого подробно изложена в одном из разделов («Пратимокша») палийского канона («Трипитака»), в связи с чем учение называют этическим. Корнями недобродетели признаются неведение (авидья), духовная слепота, заблуждение (моха), желания, жадность, алчность (танха, триша, лобха) и ненависть, неприязнь (двеша). Смертными грехами, которые нельзя искупить в течение одной жизни, считаются убийство матери, отца, святого, будды, раскол общины. Только спонтанные действия не имеют кармических последствий. Хорошие, благие (кушала) поступки только облегчают, улучшают следующее рождение, но сами по себе освобождения не приносят. Из трех видов действий (поступки, слова и мысли) самыми неблагоприятными оказываются помыслы, дурные намерения как наиболее осознанные. В каждом конкретном случае важны мотивы, отягчающие обстоятельства и т.д.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АКУШАЛА
(санскр. akusala, пал. akusala — неискусное, недобродетельное) — в пал. текстах — характеристика недобродетельных действий, предполагающих негативные последствия. Противоположностью А. является кушала. Ближайшие синонимы А.: зло (пала) и не-добродетель (адхарма). А. укоренена в алчности, ненависти и «ослеплении» (см. Доши). Согласно одной классификации Ангуттара-никаи дифференцируются три А., совершаемых действием: убийство, воровство, «незаконная чувственность», и три А., совершаемых мыслью: жадность, недоброжелательность, ложные взгляды (III.40).
В «Акусаладхамма-сугта» А. представляет собой восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути» — ложные взгляды, ложные намерения, ложная речь, ложный образ жизни, ложные действия, ложное внимание, ложная медитация, ложное сосредоточение (Самъютга-никая У18).
В «Акусаламуля-сутте» из Ангуттара-никаи эксплицируются указанные три «корня» А. (1.201—203).
В значении «неискусность» А. — неискусная речь того, кто говорит несвоевременно, не по предмету, несправедливо или поощряя нарушение дисциплины. Последствия подобной речи — плохое следующее перевоплощение.
В первом трактате Абхидхамма-питаки «Дхаммасангани» в качестве А. характеризуются двенадцать состояний сознания, а также «сопровождающие» ментальные состояния (1.1). Детально формы и проявления А. (и, соответственно, их противоположности) анализируются у Буддхагхосы (Висуддхимагга, 452—454).
В целом вся буддийская моральная дисциплина (шила) рассматривается как «искоренение» трех корней А., после к-рого устраняется соответствующее им сознание (akusalacitta), а затем и действия как следствия данного сознания (akusala-kamma). Порочность имеет, однако, и определенного рода «объективный» статус: проповедь Будды осмысляется как способ избежания «нездоровых» элементов существования (akusala-dhamma) и культивирование «здоровых» — противоположных им. Лит.: Jayatilleke K.N. Buddhist Conception of Evil // Mahabodhi (Colombo). \Ы. 78. 1970. P. 82-88. B.K. Шохин
В «Акусаладхамма-сугта» А. представляет собой восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути» — ложные взгляды, ложные намерения, ложная речь, ложный образ жизни, ложные действия, ложное внимание, ложная медитация, ложное сосредоточение (Самъютга-никая У18).
В «Акусаламуля-сутте» из Ангуттара-никаи эксплицируются указанные три «корня» А. (1.201—203).
В значении «неискусность» А. — неискусная речь того, кто говорит несвоевременно, не по предмету, несправедливо или поощряя нарушение дисциплины. Последствия подобной речи — плохое следующее перевоплощение.
В первом трактате Абхидхамма-питаки «Дхаммасангани» в качестве А. характеризуются двенадцать состояний сознания, а также «сопровождающие» ментальные состояния (1.1). Детально формы и проявления А. (и, соответственно, их противоположности) анализируются у Буддхагхосы (Висуддхимагга, 452—454).
В целом вся буддийская моральная дисциплина (шила) рассматривается как «искоренение» трех корней А., после к-рого устраняется соответствующее им сознание (akusalacitta), а затем и действия как следствия данного сознания (akusala-kamma). Порочность имеет, однако, и определенного рода «объективный» статус: проповедь Будды осмысляется как способ избежания «нездоровых» элементов существования (akusala-dhamma) и культивирование «здоровых» — противоположных им. Лит.: Jayatilleke K.N. Buddhist Conception of Evil // Mahabodhi (Colombo). \Ы. 78. 1970. P. 82-88. B.K. Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001