(Uniformity, Acts of)
Четыре парламентских положения, призванных обеспечить теологическое и богослужебное единообразие в Англиканской церкви на основе "Книги общего богослужения ".
Актом от 1549 г. (при Эдуарде VI) "Книга общего богослужения", подготовленная Т. Кранмером и рядом других теологов, получила исключительный статус официального служебника для совершения литургии и всех богослужений Англиканской церкви. Принятый 21 янв. 1549 г., чтобы вступить в силу в день очередной Пятидесятницы (9 июня), Акт предусматривал соответствующие наказания за его непринятие и за критику "Книги"; на третий раз за это полагалось пожизненное заключение. Общественное богослужение должно было совершаться на английском языке; лишь университетские службы (за исключением мессы) разрешалось служить полатыни, погречески и поеврейски.
Акт от 1552 г. (при Эдуарде VI) отражал изменившуюся позицию Кранмера: " Книга общего богослужения " при обрела цвинглианскую направленность. Принятый 9 марта, чтобы вступить в силу в день Всех Святых, Акт предусматривал увеличение требований к мирянам и наказаний за их неисполнение, объявлял обязательным посещение всех общественных богослужений и, наоборот, налагал запрет на посещение несанкционированных собраний. К-ром е того, уже не требовалось, чтобы священнослужители носили церковныеоблачения во время богослужений.
Акт от 24 июня 1559 г. (при Елизавете I) подтвердил статус "Книги общего богослужения" 1552 г. и аннулировал законодательство времен правления Марии Тюдор, когда была восстановлена римская богослужебная практика. Поправка к Акту от 1552 г. предусматривала ужесточение наказаний, равно как и возврат к церковным облачениям в той мере, как они использовались на втором году правления Эдуарда VI. Этим Актом более века регулировался порядок богослужения и церковных наказаний в Англиканской церкви.
Актом от 1662 г. (при Карле II), после неудачи пуританской революции, англиканство утверждалось в качестве органического элемента всей системы Реставрации. Он предусматривал повсеместное внедрение частично переработанного елизаветинского служебника от 1559 г. К-ром е того, Акт требовал, чтобы его одобрили публично, а также рукоположили в епископы всех, кто еще не прошел обряда, до наступления дня св. Варфоломея(24авг.). Поэтому Актстал причиной "Великого исключения" почти 2 тыс. несогласных пресвитериан, конгрегационалистских и баптистских священнослужителей были удалены из Церкви, что положило начало англиканскому нонконформизму. Первое из серии репрессивных уложений, известных как "Кларендонский кодекс", Акт 1662 г. практически потерял силу в отношении диссентеров, после того как в 1689 г. увидел свет Акт о терпимости Вильгельма и Марии. Однако он попрежнему оставался в силе для англиканских священнослужителей, хотя в дальнейшем и подвергался изменениям.
n.a. Magnuson(пер. Ю.Т.) Библиография: Н. Davies, Worship and Theology in England From Cranmer to Hooker, 15341603 and Worship and Theology in England From Andrewes to Fox, 16031690; A. G. Dickens, The English Reformation; H. Gee, сотр., Documents Illustrative of English Church History; J. R. H. Moorman, A History of the Church in England; С. E. Whiting, Studies in English Puritanism from the Restoration to the Revolution, 16601688.