АКТУАЛИЗМ
Актуализм
Учение, согласно которому все сущее существует актуально, то есть в действительности. Значит ли это, что возможное не существует? Вовсе нет. Дело в том, что в настоящем возможное и реальное суть одно и то же. Видами актуализма являются учение стоицизма и учение Спинозы, и это, на мой взгляд, самое ценное в обеих школах. Нет бытия в потенции, есть лишь потенция бытия и его постоянный переход в действие, то есть в акт, который мы и называем миром или становлением.
Источник: Философский словарь.
АКТУАЛИЗМ
от позднелат. actualis - действенный, также - современный, наличный), субъективно-идеалистич. учение, абсолютизирующее принцип деятельности и отождествляющее реальность с активностью субъекта. Элементы А. характерны для учения Э. Гартмана, а также для психологии Спенсера и X. Геффдинга. Как целостное филос. учение А. выдвинул Джентиле, к-рый пытался дать субъективистское истолкование гегелевской диалектики, устранив из учения Гегеля как природу, так и объективную идею. У последователей Джентиле А. принял форму, близкую к солипсизму, либо превратился в мистический иррационализм, сближающий понятия «акт» и «дух» («презентизм» Л. Лавеля).
Термин «А.» применяется в естествознании и особенно в геологии, где им обозначают сформулированный Ч. Лайелем принцип изучения эволюции природы (в частности, земной поверхности): знание совр. нам феноменов дает ключ к пониманию всех прошедших периодов.
В психологии под А. понимают отрицание единого субъекта психич. деятельности и сведение ее к совокупности сознат. (или вообще психич.) актов.
Иногда встречается не вполне точное употребление термина «А.» для характеристики самых разнообразных учений, акцентирующих вечную изменчивость и текучесть бытия.
Термин «А.» применяется в естествознании и особенно в геологии, где им обозначают сформулированный Ч. Лайелем принцип изучения эволюции природы (в частности, земной поверхности): знание совр. нам феноменов дает ключ к пониманию всех прошедших периодов.
В психологии под А. понимают отрицание единого субъекта психич. деятельности и сведение ее к совокупности сознат. (или вообще психич.) актов.
Иногда встречается не вполне точное употребление термина «А.» для характеристики самых разнообразных учений, акцентирующих вечную изменчивость и текучесть бытия.
Источник: Советский философский словарь
АКТУАЛИЗМ
метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние выступает ключом к пониманию их прошлого. В соединении с постулатом униформизма, т. е. допущением, согласно которому основные законы изменения объектов едины и неизменны в течение всего времени их существования, принцип актуализма сыграл выдающуюся роль в становлении в XIX в. научной геологии (Ч. Лайель), а затем и научной биологии (Ч. Дарвин) путем построения соответствующих эволюционных теорий процессов исторического развития земной коры и видов живых организмов, населяющих ее. Следует иметь в виду, что в отличие от простых исторических реконструкций прошлого, эволюционные теории исследуют универсальные причинные механизмы и законы исторического развития (как путем прямого наблюдения этих сил в природе, так и методами эксперимента и математического моделирования) и, следовательно, без допущения принципов актуализма и униформизма сама формулировка их была бы попросту невозможна. По существу принцип актуализма является специфической формой выражения в науках, имеющих дело с исторически развивающимися объектами, более общего методологического принципа единообразия законов природы, лежащего в основе всего классического естествознания. (См. исторический метод познания, развитие, научная теория).
В.Г. Борзенков
В.Г. Борзенков
АКТУАЛИЗМ
[отлат. aktualis —действительное, настоящее] — методологическая концепция, согласно которой знание настоящего есть ключ к познанию прошлого. Впервые эта концепция была развита в рамках геологии. В рассматриваемой концепции речь идет о знании, но акцентируются не столько концептуальные, сколько временные модусы, настоящее и прошлое. По К. Марксу, знание развитого общества позволяет судить о состоянии менее развитого независимо от того, существовало ли оно лишь в прошлом или же существует в настоящем. Акцентируются не временные модусы, а состояния развивающихся объектов. Афоризм Маркса гласит: «Анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны», но этот афоризм имеет смысл лишь в том случае, если в распоряжении исследователя есть соответствующая теория. Именно она дает ключ к объяснению строения тел человека и обезьяны. Из вышеизложенного ясно, что при желании сохранить достоинства постановки вопроса о познании так, как это делается в рамках А., необходимо сопоставлять не временные модусы объектов и не их состояния, а различные теории. Разумеется, такое сопоставление возможно лишь в случае принципиальной соизмеримости теорий. Допустим, что она вопреки тезису Куна— Фейерабенда действительно имеет место. В таком случае резонно предположить, что развитая теория позволяет интерпретировать достоинства и недостатки менее развитой теории. См. научно-теоретический ряд и строй, тезис Куна—Фейерабенда, соизмеримость теорий.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.