АКТОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Актор
В древнегреческой мифологии имя имя Актор носили три персонажа:
1) царь Фтии, сын Мирмидона и Пейсидики. При дворе Актора нашел убежище Пелей после убийства своего сводного брата Фока. Эвритион, приемный сын Актора, совершил для Пелея обряд очищения, а затем отдал ему в жены свою дочь Антигону (по другой версии, Антигона была дочерью Актора и тот отдал ее в жены Пелею вместе с третью своего царства);
2) сын правителя Фокиды Деиона, супруг Эгины, отец аргонавта Менетия, дед Патрокла;
3) орхоменец, отец Астиохи, родившей от Ареса сыновей Аскалафа и Иалмена;
4) элидец, сын Гелиоса и Гирмины, брат Авгия и супруг Молионы, отец Акторидов (Еврита и Ктеата).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

АКТОР

Франц. ACTEUR, англ. ACTOR. Термин нарратологии; теоретический конструкт, абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации. В зависимости от степени абстрактности его понимания может означать различные функции. На самом верхнем уровне повествования (уровне манифестации) актор выступает в роли (функции) персонажа (как пишет голландская исследовательница М. Баль, «акторы приобретают в результате дистрибуции отличительные черты, таким образом они индивидуализируются и трансформируются в персонажи» — Bal: 1997., с. 7) или принимает облик одушевленных предметов — например, в баснях, сказках, научной фантастике, в тех произведениях символической и реалистической литературы, где объекты изображаемого мира действительности приобретают функции действующего лица, активно влияющего на ход повествования (шахта в «Жерминале», паровоз в «Человеке-звере» Золя).
На дискурсивном уровне актор способен приобрести функцию рассказчика: как автор реплик в диалоге между персонажами; как один из повествователей вставного рассказа; как единственный повествователь всего произведения, где повествование может вестись в третьем лице, но в перспективе ограниченного знания и специфики мироощущения повествователя (подробнее нарративные типы). На самом глубинном уровне существования имплицитных (неявных) структур, где, по представлениям структуралистов, происходит процесс смыслопорождения, актор выступает в своей самой абстрактной форме — актанта.
Разграничивая понятия «актант» и «актор», Греймас отмечает: «Если акторы могут быть помещены внутрь рассказа-происшествия (conte-occurence), то актанты, которые являются классами акторов, могут быть установлены только исходя из корпуса вcех рассказов; одна артикуляция акторов конституирует отдельный рассказ; структура актантов — отдельный жанр. Актанты, следовательно, обладают металингвистическим статусом по отношению к акторам; они предполагают при этом функциональный анализ, т. е. конституирование определенных сфер действия» (Greimas:1966.c. 175).
Главным определяющим признаком актора является его вторичность по отношению к остальным повествовательным инстанциям и, как следствие, его от них зависимость. Когда идет речь об акториальном типе повествования, то имеется в виду, что автор всеми доступными ему повествовательными средствами подчеркивает ограниченность той картины, той нарративной перспективы, которая создается данным типом рассказа, чтобы дать возможность читателю почувствовать за ней совсем иную точку зрения, по-иному интерпретирующую и оценивающую описываемые события. По нарратологическим представлениям предполагается, что когда акторы приобретают функцию рассказчика на уровне диалога между персонажами, то фактически имеет место цитирование их дискурсов, осуществляемое либо рассказчиком этого эпизода (в случае «рассказа в рассказе»), либо нарратором всего произведения в целом.
Из этого следует еще один постулат нарратологии: принципиальное несовпадение персонажа и актора, нарратора и актора. Последний, являясь абстрактным выражением функции действия, всегда служит объектом повествования (повествовательного акта), в то время как персонаж выполняет одновременно функции и субъекта и объекта повествования, т. е. и нарратора, и актора. Таким образом, по своим функциям нарратор и актор четко различаются друг от друга: нарратор берет на себя функции репрезентации (нарративную функцию) и контроля (функцию управления), никогда не осуществляя функцию действия, тогда как актор всегда наделяется функцией действия и лишается функций повествования и контроля.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

О культурологических понятиях «Субъект», «Актор», «Элита»

Неретин Олег Петрович
Рассматривается проблема субъекта культуры. Предложено различать понятия «субъект культуры», «актор культуры», «культурная элита», которые характеризуют специфические свойства носителя и творца культурного действа.
Читать PDF
0.00 байт

Историк философии как актор коллективной памяти

Быстров Владимир Юрьевич
В статье рассматривается проблема коллективной памяти в контексте историкофилософских исследований. Раскрыты основные моменты концепции коллективной памяти М.
Читать PDF
0.00 байт

2018.02.025. НАДЬ А. АВТОР И АКТОР: ПЛОТИН И СТОИКИ ОБ АВТОНОМИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. NAGY A. AUTHOR AND AC

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

И грядет «другой» актор… Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярно

Владимир Игоревич Игнатьев
Анализируются последствия появления в структуре социума нового вида акторов, имеющих техническую и гибридную формы. Выявляются критерии отнесения технических систем с искусственным интеллектом (ИИ) к особому виду субъекта.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР

    человек, занимающийся социальной деятельностью (ср. человеческий фактор в марксизме).