АКТИВНОСТЬ
АКТИВНОСТЬ
(Aktivität; от фр. activité — «сила действия») — действенность, деятельное поведение. Противоположность — пассивность.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АКТИВНОСТЬ
от франц. activite сила действия) - действенность, деятельное поведение. Противоположность - пассивность (см. Пассивизм, Пассивный). Активный - деятельный, действующий, действенный.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Активность
Преувеличенная вера в действие и его возможности. Обычно активному действию противопоставляют теоретизирование. Есть ли способ преодолеть недостатки того и другого? Есть. Это осмысленное и продуманное действие – мышление в действии.
Источник: Философский словарь.
АКТИВНОСТЬ (общественная)
лат. activus-деятельный) - деятельное отношение человека к жизни об-ва, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или об-ва в целом или определенного класса, социальной группы. Проявляется в общественно полезной деятельности, в участии в общественных движениях, в разрушении существующих и созидании новых форм социальной жизни. При оценке А. коммунистическая нравственность требует исходить из ее содержания. Активные действия, направленные на осуществление прогрессивных» гуманных идеалов, отвечающие интересам трудящихся, оцениваются положительно (напр., революционная деятельность, трудовой героизм, борьба за утверждение принципов коммунизма, непримиримость к носителям буржуазной морали). И наоборот, деятельность, отвечающая интересам эксплуататорских классов, направленная против передовых идеалов, подвергается осуждению. Преступная деятельность, нарушение норм общечеловеческой нравственности характеризуются как антиобщественная А., В социалистическом об-ве создаются все условия, чтобы общественная А. стала массовым явлением и носила сознательный характер (Сознательность. Жизненная позиция).
Источник: Словарь по этике
АКТИВНОСТЬ
динамическое свойство человеческой деятельности, свойство ее собственного движения; всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром. Различают следующие уровни активности личности:
– ситуативная активность. Она ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных частных задач, но погашается по мере их решения. Следующий этап требует новой активности, новых решений;
– активность надситуативная – способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения текущей задачи;
– творческая активность – самостоятельная постановка проблем и их решение.
Эти уровни активности можно выразить и по-другому, как три уровня деятельности:
– операционный – когда человек решает лишь частные задачи, выполняет лишь отдельные операции – уровень ситуативной активности;
– тактический – когда человек успешно использует всю совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях. Тактический уровень наряду с овладением операционными умениями требует ряда других компонентов – способности к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения планирования, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т.д. Таким образом, тактический уровень деятельности соответствует надситуативной активности;
– стратегический – когда человек свободно ориентируется в изменяющихся жизненных ситуациях, в экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет
место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива. Стратегический уровень деятельности, наряду с овладением операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных умений, способности не только планировать, но и адаптироваться, осуществлять эффективную импровизацию, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. Стратегический уровень деятельности соответствует творческой активности личности.
Условно можно сказать так: операционный уровень – это человек-исполнитель; тактический – активный деятель; стратегический – творческий человек, творец.
Литература: [37, 66].
– ситуативная активность. Она ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных частных задач, но погашается по мере их решения. Следующий этап требует новой активности, новых решений;
– активность надситуативная – способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения текущей задачи;
– творческая активность – самостоятельная постановка проблем и их решение.
Эти уровни активности можно выразить и по-другому, как три уровня деятельности:
– операционный – когда человек решает лишь частные задачи, выполняет лишь отдельные операции – уровень ситуативной активности;
– тактический – когда человек успешно использует всю совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях. Тактический уровень наряду с овладением операционными умениями требует ряда других компонентов – способности к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения планирования, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т.д. Таким образом, тактический уровень деятельности соответствует надситуативной активности;
– стратегический – когда человек свободно ориентируется в изменяющихся жизненных ситуациях, в экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет
место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива. Стратегический уровень деятельности, наряду с овладением операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных умений, способности не только планировать, но и адаптироваться, осуществлять эффективную импровизацию, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д. Стратегический уровень деятельности соответствует творческой активности личности.
Условно можно сказать так: операционный уровень – это человек-исполнитель; тактический – активный деятель; стратегический – творческий человек, творец.
Литература: [37, 66].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013