от лат. activus - активный) - 1) взгляд, согласно которому сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; 2) моральное требование, заключающееся в том, что нужно всегда переходить от наблюдения к делу, от теории к практике (Кант, Фихте, Ницше и др.).
АКТИВИЗМ
АКТИВИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
АКТИВИЗМ
(Aktivismus; от лат. activus — «деятельный») — 1) взгляд, согласно которому сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; 2) моральное требование, заключающееся в том, что нужно всегда переходить от наблюдения к делу, от теории к практике (например, Кант, Фихте, Ницше, Маркс, Ленин и др.). Активистом является тот, кто все силы направляет на достижение политических целей своей партии.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Активизм
(лат. аctivus – деятельный, действующий) – 1. Позиция в философии и психологии, акцентирующая то, что человеческая активность в природе и обществе является необходимостью, определяющей его возникновение и развитие. 2. Положение, признающее приоритет воли и деятельности над интеллектом (например, в философии жизни Ф. Ницше). В иррационализме активность человека трактуется как выражение его духа (А. Бергсон), как результат развития его духовной составляющей, проявляющейся в борьбе за существование (О. Шпенглер). 3. В философии И. Канта, в прагматизме, в марксизме это понятие используется как отражение взгляда об активной роли субъекта в познании. 4. В онтологии Гегеля означает активность Абсолюта в развитии. 5. В педагогике трактуется как сотрудничество и активное участие учащегося в учебно-воспитательном процессе.
АКТИВИЗМ
(от лат. actio - действие) - философия католического мыслителя М.Блонделя, выступившего против рационализма и идеализма. Видя реальность вечно меняющейся, динамичной, Блондель считал действие ее основой и настаивал, что "центром своей философской мысли мы должны сделать действие, потому что оно открывает нам путь в средоточие жизни". Действие - не только наши воля и желание, но и всецелое устремление всего нашего существа, включая и нашу мысль. Чтобы понять смысл действия, Блондель обращает внимание на расхождение между ним и его реализацией: оно в условиях нашего мира не разрешимо, и нужен выход в запредельное. Трансцендирование действия - это одновременно и имманентность Бога в нас: "Более всего мы стремимся к тому, чтобы бытие и действие Бога были в нас самих". Бог при этом остается трансцендентным и мы Его обретаем в действии, а не создаем, - Бог выходит навстречу устремлению нашего действия к Нему и восполняет его благодатью и откровением. "Мысль о Боге - это действие", - считал он и настаивал, что познание Бога разумом обретает смысл, когда мы принимаем Бога всем своим существом.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
АКТИВИЗМ
Точка зрения, согласно которой только движение, действие, стремление к цели имеют ценность и могут придать смысл человеческой жизни, т. е. жизнь имеет смысл, когда человек действует, когда он к чему-то стремится. Активизм осуждает как «мертвое» и бесполезное любое наслаждение минутой, любую созерцательность.
Активизм существует с древних времен, но особенной популярностью он обязан экзистенциалистам. Именно эти философы рассматривают существование человека (так называемую экзистенцию) как стремление, напряжение, движение в направлении будущей экзистенции: человек не просто действует, но сам есть действие, чистое движение, стремление.
Легко доказать, что активизм является заблуждением: каждому известны минуты, когда не стремишься ни к какой цели, однако жизнь кажется наполненной глубоким смыслом и очень насыщенной. Возьмем мгновения, когда после купания в море отдыхаешь на песке, наслаждаясь солнцем и ветром. Подобные минуты пережил великий немецкий математик, один из творцов неевклидовой геометрии Риман, о котором рассказывают, что он — по его признанию другу,— интуитивно представив себе свою систему, ощутил величайшую радость, доступную немногим.
Очевидно, что в такие моменты человек ни к чему не стремится, не действует целенаправленно, но жизнь его насыщенна и исполнена глубокого смысла. Активизм же, лишая людей права наслаждаться мгновением, лишает смысла саму деятельность— ибо мы совершаем нечто не ради бесконечной деятельности, а для того, чтобы чего-то достигнуть. И завершением наших стремлений должен быть момент наслаждения достигнутым.
Одной из причин распространения данного заблуждения является другой предрассудок, коллективизм, требующий, чтобы человек жил не для себя, а исключительно ради общества. С этой точки зрения, и вправду не остается ничего другого, как действовать, и каждая минута наслаждения оказывается чем-то вроде кражи у общества того, что мы должны были бы ему отдать.
См.: коллективизм, экзистенция.
Активизм существует с древних времен, но особенной популярностью он обязан экзистенциалистам. Именно эти философы рассматривают существование человека (так называемую экзистенцию) как стремление, напряжение, движение в направлении будущей экзистенции: человек не просто действует, но сам есть действие, чистое движение, стремление.
Легко доказать, что активизм является заблуждением: каждому известны минуты, когда не стремишься ни к какой цели, однако жизнь кажется наполненной глубоким смыслом и очень насыщенной. Возьмем мгновения, когда после купания в море отдыхаешь на песке, наслаждаясь солнцем и ветром. Подобные минуты пережил великий немецкий математик, один из творцов неевклидовой геометрии Риман, о котором рассказывают, что он — по его признанию другу,— интуитивно представив себе свою систему, ощутил величайшую радость, доступную немногим.
Очевидно, что в такие моменты человек ни к чему не стремится, не действует целенаправленно, но жизнь его насыщенна и исполнена глубокого смысла. Активизм же, лишая людей права наслаждаться мгновением, лишает смысла саму деятельность— ибо мы совершаем нечто не ради бесконечной деятельности, а для того, чтобы чего-то достигнуть. И завершением наших стремлений должен быть момент наслаждения достигнутым.
Одной из причин распространения данного заблуждения является другой предрассудок, коллективизм, требующий, чтобы человек жил не для себя, а исключительно ради общества. С этой точки зрения, и вправду не остается ничего другого, как действовать, и каждая минута наслаждения оказывается чем-то вроде кражи у общества того, что мы должны были бы ему отдать.
См.: коллективизм, экзистенция.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков