АКТИВИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКТИВИЗМ
от лат. activus - активный) - 1) взгляд, согласно которому сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; 2) моральное требование, заключающееся в том, что нужно всегда переходить от наблюдения к делу, от теории к практике (Кант, Фихте, Ницше и др.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АКТИВИЗМ
(Aktivismus; от лат. activus — «деятельный») — 1) взгляд, согласно которому сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; 2) моральное требование, заключающееся в том, что нужно всегда переходить от наблюдения к делу, от теории к практике (например, Кант, Фихте, Ницше, Маркс, Ленин и др.). Активистом является тот, кто все силы направляет на достижение политических целей своей партии.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Активизм
(лат. аctivus – деятельный, действующий) – 1. Позиция в философии и психологии, акцентирующая то, что человеческая активность в природе и обществе является необходимостью, определяющей его возникновение и развитие. 2. Положение, признающее приоритет воли и деятельности над интеллектом (например, в философии жизни Ф. Ницше). В иррационализме активность человека трактуется как выражение его духа (А. Бергсон), как результат развития его духовной составляющей, проявляющейся в борьбе за существование (О. Шпенглер). 3. В философии И. Канта, в прагматизме, в марксизме это понятие используется как отражение взгляда об активной роли субъекта в познании. 4. В онтологии Гегеля означает активность Абсолюта в развитии. 5. В педагогике трактуется как сотрудничество и активное участие учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АКТИВИЗМ

(от лат. actio - действие) - философия католического мыслителя М.Блонделя, выступившего против рационализма и идеализма. Видя реальность вечно меняющейся, динамичной, Блондель считал действие ее основой и настаивал, что "центром своей философской мысли мы должны сделать действие, потому что оно открывает нам путь в средоточие жизни". Действие - не только наши воля и желание, но и всецелое устремление всего нашего существа, включая и нашу мысль. Чтобы понять смысл действия, Блондель обращает внимание на расхождение между ним и его реализацией: оно в условиях нашего мира не разрешимо, и нужен выход в запредельное. Трансцендирование действия - это одновременно и имманентность Бога в нас: "Более всего мы стремимся к тому, чтобы бытие и действие Бога были в нас самих". Бог при этом остается трансцендентным и мы Его обретаем в действии, а не создаем, - Бог выходит навстречу устремлению нашего действия к Нему и восполняет его благодатью и откровением. "Мысль о Боге - это действие", - считал он и настаивал, что познание Бога разумом обретает смысл, когда мы принимаем Бога всем своим существом.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АКТИВИЗМ
Точка зрения, согласно которой только движение, действие, стремление к цели имеют ценность и могут придать смысл человеческой жизни, т. е. жизнь имеет смысл, когда человек действует, когда он к чему-то стремится. Активизм осуждает как «мертвое» и бесполезное любое наслаждение минутой, любую созерцательность.
Активизм существует с древних времен, но особенной популярностью он обязан экзистенциалистам. Именно эти философы рассматривают существование человека (так называемую экзистенцию) как стремление, напряжение, движение в направлении будущей экзистенции: человек не просто действует, но сам есть действие, чистое движение, стремление.
Легко доказать, что активизм является заблуждением: каждому известны минуты, когда не стремишься ни к какой цели, однако жизнь кажется наполненной глубоким смыслом и очень насыщенной. Возьмем мгновения, когда после купания в море отдыхаешь на песке, наслаждаясь солнцем и ветром. Подобные минуты пережил великий немецкий математик, один из творцов неевклидовой геометрии Риман, о котором рассказывают, что он — по его признанию другу,— интуитивно представив себе свою систему, ощутил величайшую радость, доступную немногим.
Очевидно, что в такие моменты человек ни к чему не стремится, не действует целенаправленно, но жизнь его насыщенна и исполнена глубокого смысла. Активизм же, лишая людей права наслаждаться мгновением, лишает смысла саму деятельность— ибо мы совершаем нечто не ради бесконечной деятельности, а для того, чтобы чего-то достигнуть. И завершением наших стремлений должен быть момент наслаждения достигнутым.
Одной из причин распространения данного заблуждения является другой предрассудок, коллективизм, требующий, чтобы человек жил не для себя, а исключительно ради общества. С этой точки зрения, и вправду не остается ничего другого, как действовать, и каждая минута наслаждения оказывается чем-то вроде кражи у общества того, что мы должны были бы ему отдать.
См.: коллективизм, экзистенция.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Микрореволюция: трансверсальный активизм в борьбе с искусством. О книге Геральда Раунига «Искусство

Венкова Алина Владимировна
В статье дается анализ истории художественного активизма, представленного в книге Геральда Раунига «Искусство и революция» как процесс взаимного пересечения революционных и художественных событий в истории «долгого ХХ века».
Читать PDF
0.00 байт

Социально-политические аспекты укрепления межнациональных отношений в целях активизации инвестиционн

Умирова Александра Рахманкуловна
Рассматриваются межнациональные отношения в контексте инвестиционной политики, исследуются причины и условия стабилизации межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия.
Читать PDF
0.00 байт

Роль информационных технологий в процессе активизации познавательной деятельности студентов при изуч

Бреднева Н. А.
Статья посвящена исследованию влияния информационных технологий на когнитивные процессы студентов (восприятие, внимание, мышление, память, речь) в ходе изучения иностранного языка.
Читать PDF
0.00 байт

Активизация зрителя в современном театре: семиотический и перформативный аспекты

Шматова Галина Андреевна
В исследованиях современного театра (постдраматического, если воспользоваться термином, предложенным Х.-Т. Леманом, или в состоянии «после перформативного поворота» по Э.
Читать PDF
0.00 байт

Видеоматериал как средство активизации работы со смыслами

Фомин Максим Сергеевич
Настоящая статья рассматривает видеоматериал фильмы, видеоролики, телепрограммы как средство активизации памяти человека и погружения его сознания в философские вопросы и проблемы.

Найдено книг по теме — 16