от греч. axios - ценный, logos - понятие, учение), или: Оценочная модальность,
- характеристика объекта с точки зрения определенной системы ценностей. Аксиологический статус отдельного объекта обычно выражается абсолютными оценочными понятиями "хорошо", "плохо" и "(оценочно) безразлично", используемыми в оценочном высказывании. Относительный аксиологический статус выражается сравнительными оценочными понятиями "лучше", "хуже" и "равноценно". Напр.: "Хорошо, что пошел дождь", "Плохо, что существуют болезни", "Дождливая погода лучше сухой" и т. п. Вместо слов "хорошо" и "плохо" нередко используются слова "позитивно ценно", "является добром", "негативно ценно", "есть зло" и т. п. Вместо "лучше" используется "предпочитается".
Аксиологические модальные понятия являются необходимыми структурными компонентами оценочных высказываний. Логическое исследование этих понятий осуществляется оценок логикой, слагающейся из логики абсолютных оценок и логики сравнительных оценок (предпочтений логики). По своим логическим свойствам А. м. аналогичны модальностям других групп: логическим ("необходимо", "возможно", "невозможно"), эпистемическим ("убежден", "сомневается", "отвергает") и др.
Понятия "хорошо" и "плохо" взаимно определимы: объект является позитивно ценным, когда его отсутствие негативно ценно. Безразличное определяется как не являющееся ни хорошим, ни плохим. Понятия "лучше" и "хуже" также взаимно определимы: первое лучше второго, когда второе хуже первого. Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим.
Нормативные понятия "обязательно", "разрешено" и "запрещено" определимы через оценочные понятия. Это означает, что деонтическая модальная характеристика сводима к аксиологической модальной характеристике (см.: Деонтическая логика).