АКШОБХЬЯ
Акшобхья
«Глаз Будды». Невозмутимый. Олицетворяет мудрость мира дхарм (дхармадхату), абсолюта. Символизирует пустоту, содержащую все потенции мира. Его эманациями считаются популярные святые, бодхисаттвы Манджушри и Ваджрапани. При медитации на образе Акшобхьи адепт постигает единство мира, в котором субъект и объект образуют тождество, его мысль становится просветленной (бодхичитта). Цвет сияния и одежд будды белый. Женский аспект — Домбини.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
АКШОБХЬЯ
санскр.) — будда в мифологии махаяны и виджраяны, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. Впервые упоминается в текстах первых веков до н. э. В ваджраяне А.— один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — Восток, цвет — голубой, животное — слон, чувство— осязание, элемент — вода, символ — ваджра; его женское соответствие (праджня) — Лочана, эманирующий из него бодхисаттва — Ваджрапани; чаще всего его изображают сидящим на голубом лотосе. Как объект культа А. почитается в Непале, Тибете, был популярен в др.-яванском буддизме. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АКШОБХЬЯ
(санскр. aksobhya, тиб. mi bskyod pa, Неколебимый, Невозмутимый) — один из самых ранних будд Махаяны, культ которого начал складываться с I в. Когда-то А. был простым монахом и дал суровые обеты, коих держался до достижения состояния Просветления. В качестве все могущего и всезнающего Будды Великой колесницы он не отправился в нирвану, а поселился в её преддверии — в особой небесной стране Наивысшего блаженства (Абхирати). Она располагается на востоке буддийской вселенной. В Абхирати всё прекрасно (как и в раю других религий), нет болезней, лжи и т.д.; кроме того, там нет инаковерующих. А. восседает в центре этой страны, на лотосовом престоле, будучи открытым для созерцания. Но оказаться среди обитателей этого мира сложно, он недоступен для людей и других существ (например, богов), которые сохраняют хотя бы малую толику привязанности, желания. Поэтому здесь много бодхисаттв, продолжающих совершенствоваться, а также архатов Хинаяны и будд, следующих в нирвану. Этот рай не вечен, ибо А. тоже ждёт последнее Успокоение. Культ этого Будды получил новое развитие в Ваджраяне, в ритуалах которой он размещался в восточной четверти (иногда и в центре) мандалы — символа вселенной — вкупе с четвёркой других высших будд. А. изображается в синем цвете, к его семье, называемой ваджра, относятся несколько известных бодхисаттв, например Манджушри. В современных странах Махаяны на Дальнем Востоке почитание А. уступает по популярности культам Шакьямуни, Вайрочаны, Амитабхи.