(1924, Афины – 2010, Париж) – философ марксистской неортодоксальной ориентации. Окончил лицей в Афинах. Во время Второй мировой войны – участник Сопротивления, затем гражданской войны в Греции. Когда правое правительство приговорило его к смерти, бежал во Францию, где учился в Сорбонне. Работал в Национальном центре научных исследований, был редактором журнала «Аргументы». В 1959 защитил докторскую диссертацию и стал преподавать в Сорбонне. А. написал три философские трилогии, которые, несмотря на многообразие обсуждаемых вопросов, имеют концептуальное единство. Эпиграфом ко всему творчеству А. могут служить часто цитируемые им слова молодого К. Маркса: «Становление философии мира является и становлением мира философии; ее реализация есть ее утрата». Одно из центральных понятий А. – «техника»; он не отождествляет технику с машинами и индустриальным производством, а рассматривает ее широко, как силу, преобразующую природу в историю. Развивая положение Маркса о грядущем примирении человека и природы, человека и человека, человека и общества, А. утверждает, что примиряющая всё фаза истории – «завершенный техницизм» – установится, когда западная техника, европейская цивилизация завоюют мир, станут планетарными, что должно сопровождаться преодолением старого мира и форм его духовной деятельности. А. особенно интересует становление планетарного мышления: последнее, в его понимании, будет свободно от философской метафизики и станет открытым, обращенным к миру. Тогда человек сможет по ту сторону смысла и абсурда, истины и заблуждения практиковать мысль как «игру», которая станет основной формой его отношения к миру.
Соч.: Marx penseur de la technique. R, 1961; Heraclite et la philosophie. P., 1962; Vers la pensée planétaire. P., 1964; Le jeu du monde. P., 1969; Arguments d’une recherche. P., 1969; Pour une éthique problématique. P., 1972; Horizons du monde. P., 1974; Contribution à la logique. P., 1977; Problèmes de l’enjeu. P., 1979. E.A. Самарская