АКСАКОВ Константин Сергеевич
русский философ, публицист, поэт. Считал, что вера в Бога — основа познания человеком мира, а высшая истина постижима лишь в движении Бога и человека навстречу друг другу, т.е. путем божественного откровения, с одной стороны, и любви в Богу и к ближнему — с другой. Аксаков восхищался допетровскими общественными учреждениями — общиной, земскими соборами и считал, что для русского народа внутренняя свобода духа важнее политической свободы. Он был убежден, что патриархально-общинный быт России гарантирует русскому обществу бесконфликтное развитие, обеспечивает гармонию во взаимоотношениях царя, народа и церкви и потому является надежным залогом будущего процветания России.
Даты жизни. Родился 29.3/10.4.1817. Детство провел в имении отца — писателя С.Е.Аксакова, — в атмосфере патриархального быта русской дворянской семьи. С 1832 по 1835 обучался в Московском университете на славянском факультете. Занимался литературным творчеством и публицистикой. Смерть отца, последовавшая весной 1859, стала для Аксакова огромным потрясением. Он обладал богатырским здоровьем, но был буквально сражен охватившей его тоской. Аксаков заболевает чахоткой, уезжает лечиться за границу и 7/19.12.1860 умирает на греческом острове Занте.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
АКСАКОВ Константин Сергеевич
29 марта (10 апреля) 1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ.—7(19) декабря 1860, остров Занте (Закинф), Греция]—русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832—35 учился на словесном отделении Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Станкевича, испытал влияние немецкой философии (прежде всего Гегеля), которое заметно в магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), имеющей славянофильскую направленность. В конце 30-х гг. сближается с Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. В 40—50-е гг. активно сотрудничал в славянофильских изданиях («Московском сборнике», журнале «Русская беседа» и др.). Основной вклад в славянофильское учение составила его общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, т. к. в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат в духовно-религиозной сфере, сушность которой—православие. Этой «негосударственности» народа может гармонично соответствовать только одна форма власти — православная самодержавная монархия. Отстаивая монархический идеал, Аксаков в то же время резко критиковал общественнополитическую ситуацию в самодержавной России, писал о «внутренних язвах» российской жизни, осуждал крепостное право и «иго государства над землею», начало которому было положено, по его убеждению, в царствование Петра I. Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция «земли» (народа) и «государства» играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь внутренней правды» (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) «внешней правде» (политически-правовая организация общества западного типа).
Соч.: Поли. собр. соч. М., 1860—1880, т. 1—3; Теория государства у славянофилов: сб. статей. СПб.,, 1898; Литературная критика. М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым); Эстетика и литературная критика. М., 1995.
Лит.: Венгерое С. А. Передовой боец славянофильства.—Собр. соч. СПб., 1912, т. 3; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1989; Анненкова Е. И. Архивы Аксакова.—В кн.: Ежегодник РО ПД. Л., 1977.
В. В. Сербиненко
Источник: Новая философская энциклопедия
АКСАКОВ Константин Сергеевич
[29 марта (10 апр.) 1817 – 7 (19) дек. 1860] – рус. историк и литератор, видный представитель ранних славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Образование получил в Моск. ун-те (1832–35), где примыкал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок). К концу 30-х гг. А. полностью солидаризировался с теоретиком славянофильства Хомяковым. Принимал активное участие в идейной борьбе в России 30–50-х гг., полемизируя с революц. демократами по важнейшим вопросам рус. обществ. жизни. Согласно А., лишь патриархально-общинный быт, сложившийся якобы на основе православия, гарантирует рус. обществу отсутствие классовых и нац. противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. В записке на имя Александра II "О внутреннем состоянии России" (1855) А. восхвалял общину и старые земские соборы как условия сочетания "свободы народа" с сильной императорской властью: "Сила власти – царю, сила мнения – народу". Самодержавие, православие и "народность" для А., как и для др. славянофилов, являлись "тремя китами русского быта", залогом процветания России. Противопоставляя крепостническую Россию "гниющему Западу", критикуя бурж. "антиморализм", А. защищал феодально-монархич. идеалы, пытался обосновать ретроспективную утопию, выступал с реакц. проповедью аскетизма. Философской основой воззрений А. являлся объективный идеализм с сильными элементами мистики. Понимая мир как творение бога и считая, что материалисты "плоть духотворя, ... и дух и душу губят" (см. "Стихотворения", М., 1909, с. 46), А. ополчался на материализм за его безбожие. Истина, по А., постигается через "покорное следование богу", путем откровения и через любовь к богу и ближнему. Однако "постижение до творенья не достигнет никогда" ("Разуму", там же, с. 69), человеч. разум не способен творить, он лишь познает "всемогущую силу творца", он должен отречься от желания "итти в битву с небом". А. софистически использовал диалектику Гегеля, превращая ее в схоластическую казуистику. Взгляды А. подвергались острой критике рус. революц. демократами. Идейное наследство А. использовалось идеалистич. и мистико-религ. школами рус. философии. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–3, М., 1861–80; Сочинения, [ред. и прим. Е. А. Ляцкого], т. 1, П., 1915; О современном человеке, СПБ, 1876; Ранние славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, СПБ, 1912. Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955, с. 410–33; Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем. Под редакцией М. К. Лемке, т. 1–22, П.–Л.–М., 1919–25 (см. Указатель имен, т. 22); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 1–16, М., 1939–53 (см. Указатель имен, т. 16); Венгеров С. А., Передовой боец славянофильства – К. Аксаков, СПБ, 1912 (имеется библиогр.). П. Шкуринов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860)
русский публицист, историк, филолог. Сын русского писателя С.Т. Аксакова. Окончил филологический факультет Московского университета. В 1833-1840 участник кружка Станкевича (западники). Основные сочинения: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка" (магистерская диссертация, 1846), "Родовое или общественное явление был изгой?", "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности", "Теория государства у славянофилов" (сборник статей, 1898), "Публика — народ. Опыт синонимов" и др. В студенчестве испытал влияние Гегеля (по словам Чичерина, А. был уверен, что "русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля"). Переводил Шиллера и Гете. Как филолог создал собственное учение о языке. Исторические труды посвящены истории славян. С начала 40-х перешел на позиции славянофильства, развивал, в основном, социально-политические аспекты этого течения, автор концепции "земли и государства". Как и у всех славянофилов, у А. центральное место занимает проблема анализа самобытности русской культуры и истории, своеобразия личности в русской действительности. Общественная структура славян (особенно — русских), по А., зиждется не на семье или клане (С. Соловьев), а на общине, особенность которой — воля народа, совокупности личностей. Личность может идти двумя путями — самообособлением (что ведет к саморазрушению) или самоограничением во имя целого (общины). Община ("страна", "земля") живет по внутреннему нравственному закону, хочет мира, следует заповедям Христа, дает свободу личности: "личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма... личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре", где каждый поет своим голосом. Диалектика общинности заключается в сохранении личного своеобразия и свободы, но в подчинении целому, общим целям. 06-щинность — особенность славянского, русского строя, но воинственные соседи вынуждают славян создать необщинный тип жизни — государство ("власть"), которое отделено от общины, живет внешним законом и принуждением. Государство образуется путем наделения властью избранного общиной монарха (в русской истории — призвание варягов Рюрика). Разделяя общину (сферу социального, целого, свободного) и государство, А. критикует Европу за преобладание внешней справедливости (права) над внутренней. В Европе "правда" (внутреннее начало) стала выражаться в законе в силу чрезмерного развития государственности, в силу того, что европейские государства — плод захватнических войн: "на Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом...". В России община и государство, народ и царь жили в мире до реформ Петра I, который отобрал у общины совещательный голос. По мнению А., западные народы (в силу приведенных выше причин) страдают или исключительностью, или космополитизмом. Русский народ остается воплощением общечеловеческих принципов и "духа христианской гуманности". Основа русской нравственности — крестьянство, не испорченное цивилизацией. А. не приемлет идею социальной революции и в записке Александру II (1855) советует избежать ее путем дарования демократических свобод (слова и мысли), разрешить созыв земских соборов. Славянофильство А. с его идеализацией общины позволило охарактеризовать его как "настоящего анархиста" (Бердяев) и проповедника "мистического демократизма" (С. Венгеров). Еще одна характерная черта А. — в отличие от Хомякова и Киреевского — в том, что он видел в Западной Европе только зло, насилие, ошибочную веру (католичество и протестантизм), склонность к театральным эффектам. Но это не помешало А. выступать против славянского изоляционизма и национальной ограниченности.
Д.К. Безнюк
Источник: Новейший философский словарь
АКСАКОВ Константин Сергеевич
29.03 (10.04).1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. - 7(19).12.1860, остров Занте (Закинф), Греция) - философ, публицист, поэт, историк, идеолог славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832-1835 гг. учился на словесном отд. Московского ун-та. В студенческие годы был участником кружка Станкевича и, как -др., испытал влияние нем. философии (прежде всего Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка" (1846), несмотря на в целом славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (напр., оригинальное понимание проблемы стиля). В кон. 30-х гг. А. сближается с Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. Осн. вклад А. в славянофильское учение - это общественно-политическая теория, включая и своеобразную трактовку рус. истории, и система эстетических взглядов. Свои взгляды на историю он сформулировал в конце 40-х - нач. 50-х гг. ("Голос из Москвы", "Родовое или общественное явление был изгой?", "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" и др.). Жизнь славянских племен, по его мнению, определялась традициями крестьянской общины и народного быта. Территории, где они занимались земледельческим трудом, подвергались постоянным набегам, что вынудило их пойти на создание государства. Для этого были приглашены варяги, к-рые привнесли идеи государственности на рус. землю извне. Это позволило коренному населению не смешивать для себя понятия государства и земли, а согласиться лишь на создание их добровольного союза. Понятие земли у А. было тождественно понятию народа, к нему он относил низшее сословие, сознание к-рого было проникнуто идеями веры и общинной жизни. Государство несло в себе начало власти, стремившейся лишь к осуществлению "внешней правды", что было реализовано в политико-правовой организации об-в зап. типа. А. считал государство по своему принципу, вне зависимости от формы правления, проявлением насилия. Именно А. принадлежит характеристика рус. народа как негосударственного. В одном из писем к Герцену за 1867 г. М. А. Бакунин признавался, что А. вместе со своими друзьями опередил его анархические воззрения, когда еще в кон. 40-х гг. стал врагом петербургского государства и "вообще государственности" (Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Спб., 1906. С. 310). Придя к выводу об отсутствии развитого родового строя у древн. славян, А. подчеркивал решающую роль в их жизни семейно-общинных отношений, поскольку, признав власть, рус. народ оставил для себя в качестве своего достояния общественную (общинную) жизнь и традиции семьи. Общину А. рассматривал не только в виде существующей сельской общины, а вкладывал в это понятие более широкое толкование. Он видел проявление общинного начала в Новгороде, где народ решал наиболее актуальные для себя вопросы на вече или когда жители одной улицы собирались на сход, чтобы обсудить проблемы своей жизни. Россия рассматривалась им как совокупность множества миров, расположенных в виде своеобразных кругов, к-рые смыкаются друг с другом и восходят от первичных начал до более обширных образований. Община является самостоятельной ячейкой, где система самоуправления позволяла выполнять не только чисто административные, но и производственные функции. Сформулированная А. концепция "земли и государства" играла существенную роль в славянофильской критике Запада и зап. влияния, служила обоснованием особого исторического пути рус. народа, предпочитающего "внутреннюю правду" (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) "внешней правде" (политическо-правовая организация об-ва зап. типа). Вместе с тем многое в теоретических построениях А. (в первую очередь идеи "негосударственности" рус. народа и идеализация истории допетровской Руси и народного быта - крестьянской общины) воспринималось нек-рыми членами славянофильского кружка (и прежде всего Хомяковым) достаточно критически. А. был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей социологической теории. В 1855 г. А. обратился к Александру II с запиской "О внутреннем состоянии России", где изложил определенный социальный идеал, достижение к-рого позволяло, с его т. зр., избежать революций, потрясавших в это время Европу. В сфере политико-правовых отношений этот идеал означал разделение властей, когда каждая из них получала собственное поле деятельности и решала свои задачи. Сферой государства являются военные вопросы, а также обеспечение деятельности правительства, органов законодательства и судопроизводства. К земскому делу принадлежит "весь быт народный, вся жизнь народа, куда относится, кроме духовной» общественной его жизни, и материальное его благосостояние: земледелие, промышленность, торговля" (Теория государства у славянофилов. Сб. статей. С. 27). Положительная обязанность государства заключается в охране жизни народа, его свободы и благосостояния. Как только власть вторгается во внутреннюю жизнь народа, она заставляет его искать "правду внешнюю", т. е. заниматься политической деятельностью. Форма правления государства, к-рая, как считал ?., соответствует всей рус. истории, - это монархия. Все др. формы правления допускают участие об-ва в решении политических вопросов, что противоречит характеру рус. народа. В то же время А. считал необходимым восстановить деятельность земских соборов, на к-рых должны быть представлены все сословия, что будет отвечать потребности народа высказывать свое мнение, однако его исполнение не должно являться обязательным для государя. А. резко отрицательно писал о всяком проявлении аристократизма высшего сословия в об-ве ("Публика - народ. Опыт синонимов"). Важнейшая социальная проблема, к-рую необходимо было решить - это раскол, возникший в результате преобразований Петра I, когда верхние слои оторвались от национальной почвы, основанной на началах православия и общины. Лишь простой народ остался верен этим началам, к-рые делают его носителем общечеловеческих ценностей, хранителем истинного христианства. Эстетические воззрения А. формировались преимущественно в русле идей философского романтизма, в первую очередь философии искусства Шеллинга. В дальнейшем он прилагал немало усилий для философского осмысления развития отечественной литературы и искусства. Отвергая в равной мере и концепцию "чистого искусства" ("искусства для искусства"), и "натурализм" в литературе (натуральную школу), А. признавал "народность" осн. критерием оценки художественного творчества. Предметом литературы, утверждал он, не обязательно должно быть только "народное", но всякая литература должна быть выражением жизни народной "в письме и слове". А. надеялся, что литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому "синтетическому" искусству, прообразом к-рого он считал поэму Гоголя "Мертвые души" с ее эпическим содержанием. Однако в целом он оценивал совр. ему литературный процесс ("Обозрение современной литературы", 1857) весьма критически. Обосновывая своеобразие рус. истории, А. часто обращался к анализу литературно-исторических памятников, национальному фольклору.
Источник: Русская философия: словарь