АККУЛЬТУРАЦИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аккультурация
процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

АККУЛЬТУРАЦИЯ
процесс усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Аккультурация
процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.  

Источник: Словарь по культурологии

АККУЛЬТУРАЦИЯ
1. Процесс и результат восприятия и вхождения индивида в новую для него культуру, вследствие чего происходит усвоение фактов, норм и ценностей этой новой культуры. 2. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, изменения материальной культуры, обычаев и верований при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

АККУЛЬТУРАЦИЯ
англ, acculturation, от лат. ad - к и culture - образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошел в науч. обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением изменений в культуре амер. индейцев в условиях насильств. ассимиляции их американцами европ. происхождения. После 2-й мировой войны проблема А. культурно отставших народов заняла видное место в работах ученых США, а также Индии и стран Лат. Америки. В сов. лит-ре термин «А.» не получил распространения, обозначаемые им процессы изучаются сов. этнографами как процессы ассимиляции и этнич. консолидации.

Источник: Советский философский словарь

АККУЛЬТУРАЦИЯ
от лат. — встреча культур): неадаптированность, вызванная переменой окружающей среды (географической, профессиональной или социальной).
Феномен аккультурации присущ всем эмигрантам, потерявшим свою культурную среду и еще не успевшим найти другую, а также «нуворишам», резко поменявшим окружение, но сохранившим при этом менталитет своего социального слоя. Аккультурация может быть характерна для целого общества: возьмем, к примеру, древние африканские государства, потерявшие в процессе колонизации свою традиционную культуру и так и не нашедшие в западной культуре ценностных эквивалентов для своих вкусов, чувств, специфических устремлений (в результате — рост «преступных тенденций» в среде новых эмигрантов, сознание своей изолированности от общества и потеря чувства реальности, зачастую доводящая индивида до невроза (психастении).

Источник: Философский словарь

АККУЛЬТУРАЦИЯ
понятие, введенное в 1936 американскими антропологами (Р. Редфилдом, М. Херсковицем и Р. Линтоном) первоначально для характеристики контактов между различными культурами, а затем для изучения тех изменений в культуре, которые вызваны соприкосновением двух или более автономных культур. Социальные и культурные антропологи, не приемля концепции замкнутых культур и цивилизаций, исследовали процессы взаимодействия различных культур. Понятие аккультурации было выдвинуто в противовес таким понятиям, как диффузия и ассимиляция культур. Поэтому процессы аккультурации связаны с взаимовлиянием культур и различаются в соответствии с формами контактов — в условиях совместного проживания лиц с различной культурой на одной территории, обмен идеями или предметами материальной культуры через существующие границы, реинтерпретация заимствованного и др.
Лит.: Вахта В. М. Проблемы аккультурации в современной этнографической литературе США.— В кн.: Современная американская этнография. М., 1963; Acculturation. The Study of Culture Contact. N. Y., 1938.
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

АККУЛЬТУРАЦИЯ
(англ. acculturation, от лат. ad — к + cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру др. народа, обычно более развитого. А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнич. консолидации. Это понятие сложилось в амер. культ. антропологии (см. Антропология культурная) конца XIX в. в исследованиях культ. изменения в племенах ceв.-амер. индейцев (Ф.Боас, У.Холмс, У.МакДжи, Р.Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преим. процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 1930-е гг. термин прочно закрепился в амер. антропологии, а процессы А. стали одной из осн. тем эмпирич. исследований и теор. анализа. Важное теор. значение для исследования А. имела работа Р.Линтона «Аккультурация в семи племенах американских индейцев» (1940), где были выделены 2 типа условий, в к-рых она может происходить: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над др.; 2) направляемое культ. изменение, при к-ром доминирующая в военном или полит. отношении группа проводит политику насильственной культ. ассимиляции подчиненной группы. До 1950-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиц. культур под воздействием зап. цивилизации; начиная с 1950—60-х гг. произошло ощутимое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отд. культ. регионов (Дж.Фостер, Дж.Фелан и др.); методы исследования А. были применены к изучению процесса урбанизации в сложных об-вах (Р.Билз). Если ранее осн. внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (напр., афр. муз. форм на совр. зап. музыку). Явное или неявное отожествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию ее как процесса взаимодействия культур, в ходе к-рого происходит их взаимное изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разл. культ. традиций принципиально _____нового культ. синтеза. М.М.Новикова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Аккультурация
от лат. образование, развитие) процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого, рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. ? процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”. Понятие А. начало использоваться в амер. культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг. данный термин прочно закрепился в амер. антропологии, а процессы А. стали одной из осн. тем эмпирич. исследований и теор. анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского (см. Малиновский). Во вт. пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематич. изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Они определяли А. как “совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредств. контакт, при к-ром происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих”. Было проведено аналитич. различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны к-рой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры к-рой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирич. исследования культурных изменений в небольших этнич. группах вследствие их столкновения с зап. индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три осн. типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы); адаптацию (частичное изменение традиц. паттерна под влиянием культуры донорской группы); реакцию (полное отторжение культурных паттернов “донорской группы” усиленными попытками сохранить традиц. паттерны в неизменном состоянии). Данная схема анализа оказала благотворное влияние на эмпирич. исследования и получила дальнейшую разработку. В работах Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в рез-те к-рых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности синкретич. религ. культов). Линтон и Малиновский анализировали негативную реакцию “примитивных культур” на ситуацию контакта с зап. индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью понятие “нативистские движения”; Малиновский использовал термин “трайбализм”). Линтон разработал типологию нативистских движений (“Нативистские движения”, 1943). Важное теор. значение для исследования А. имела работа Линтона “А. в семи племенах амер. индейцев” (1940), где были выделены два типа условий, в к-рых может происходить А.: 1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой; 2) направляемое культурное изменение, при к-ром доминирующая в военном или полит. отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы. До 50-х гг. изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиц. культур под воздействием зап. цивилизации; начиная с 50-60-х гг. произошло ощутимое расширение исследоват. перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незап. культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т.п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.); методы исследования А. были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных об-вах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии “доминирующей” культуры на “подчиненную”, то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (напр., афр. муз. форм на совр. зап. музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А. как процесса взаимодействия культур, в ходе к-рого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Лит.: Вахта В.М. Проблема аккультурации в совр. этногр. лит-ре США // Совр. амер. этнография. М., 1963; Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1; Hallowell A.I. Sociopsychological Aspects of Acculturation // The Science of Man in the World Crisis. Ed. by Linton R. N.Y., 1945; Worsley P. The Trumpet Shall Sound: A Study of “Cargo” Cults in Melanesia. L., 1957; Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief // American Anthropologist. New Series. Menasha, 1937. Vol. 39. № 4; Hogbin H. Social Change. L, 1958; Foster G. Culture and Conquest: America´s Spanish Heritage. N.Y., I960; Polgar S. Biculturation of Mesquakie Teenage Boys // American Anthropologist. Menasha, 1960. Vol. 62. № 2; Acculturation in Seven American Indian Tribes. Glouchester, 1963. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Аккультурация диалектики немецкого идеализма и марксизма в философии Г. Г. Шпета

Римский В.П., Терехов В.В.
В статье рассмотрена аккультурация диалектики немецкой классики и некоторых идей неокантианства в России начала прошлого века, которая шла через критику неклассического дискурса марксизма к выработке неклассической рациональности,
Читать PDF
0.00 байт

Логико-семантическийанализ аккультурации

Ушканова Раиса Дмитриевна
Проведен логико-семантический анализ аккультурации в ее исторической градации и выявлена трансформация древнего сельскохозяйственного понятия культуры в современное понятие собственно культуры.