АККОМОДАЦИЯ
Аккомодация
вид приспособления, возникающий на основе терпимости, связанный с взаимными уступками, базирующийся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
АККОМОДАЦИЯ
(позднелат. accomodatio — приспособление) — процесс приспособления, адаптации к ч.-л. В биологии и физиологии: приспособление органов чувств к изменяющимся условиям восприятия; напр., А. глаза к ясному видению предметов, расположенных на разл. расстоянии, благодаря изменению преломляющей силы хрусталика и др. оптич. средств. В лингвистике: частичное приспособление артикуляции согласного и гласного звуков, следующих один за другим. В социально-гуманитарных науках: процесс взаимодействия разл. культур, в ходе к-рого одна из них (как правило, менее развитая) заимствует и адаптирует отд. элементы доминирующей или более развитой культуры. Чаще всего предметом А. явл. техн. новшества и др. артефакты чужой культуры, вместе с к-рыми могут также заимствоваться их языковые обозначения (напр., использование в совр. рус. языке англоязычных слов, адаптированных к грамматике и морфологии родного языка — «джинсы», «чипсы», «клип» и т.п.). Последствия А. для реципиентной (воспринимающей) культуры м.б. разл. и противоречивыми. Напр., распространение стальных предметов домашнего обихода в сев.-амер. племенах XVII—XVIII вв. не повлекло за собой существ. изменений в общем укладе домашнего хоз-ва и быта, но заимствование огнестрельного оружия и коневодства вызвало переход части племен Великих равнин в XVIII — начале XIX вв. от оседлого земледельческого уклада к кочевому военно-охотничьему. «Европеизация» рос. об-ва в XVIII в., инициированная Петром I и выразившаяся в заимствовании мн. модальных элементов зап.-европ. культуры и цивилизации, до второй половины XIX в. почти не затрагивала массы крестьянского населения, сохранявшей в целом традиц. уклад жизни и хоз-ва. Но этот же процесс стимулировал формирование новой соц. и культ. элиты, чей стиль жизни резко отличался от традиционного. В нек-рых случаях А. несет деструктивные и даже катастрофические последствия для реципиентной культуры, как, напр., распространение алкогольных напитков среди народов Сибири, Дальнего Востока и Севера России. А. может также носить «обратный» характер, выражаясь в заимствовании развитой или доминирующей культурой элементов менее развитой (напр., мода на традиц. афр. иск-во и вост. религии в зап. культуре второй половины XX в.). А. связана с более масштабным процессом аккультурации: взаимодействие разл. культур может начинаться как А., затем переходит в стадию аккультурации. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь