АКИНФЬЕВЦЫ

Найдено 1 определение
АКИНФЬЕВЦЫ
последователи вероучения, ставившего во главу угла раннехрист. идеалы равенства и общности имуществ. Они создали коммуну, чтобы воплотить свое вероучение на практике. Возникло это учение в молоканской среде в Саратовской губ. на грани пер. и вт. третей 19 в. Идеологом и руководителем О. был крестьянин Михаил Акинфьевич Попов. Он создал «Устав Общего упования». О. обобществили средства производства и орудия труда, использовали кооператив, формы труда, создали общий денежный и продовольст. фонд, к-рый распределялся между участниками коммуны, за вычетом «материальных и денежных благ, рассчитанных на воспроизводство необходимых условий жизни всех и каждого». У О. существовала производств, и духовная иерархия («чины»), обеспечивавшая планомерность труда и поддержание религ.-моральных принципов, служивших коммунальн. устройству жизни, О. подвергались преследованиям со стороны церкви и самодержавия: Попов и его единомышленники были сосланы в Ленкораиский уезд Шемахинской (Бакинской) губ. Здесь наиболее плодотворно проявилась жизнь коммуны. Были заведены на обществ. средства школы с пятилет. сроком обучения мальчиков и девочек (совместно), где преподавались основы родной речи, арифметика и правила «Общего упования». Летом дети участвовали в полевых работах. О. находились под постоянным надзором светских и церк. властей. В коп. 1854 против О. было начато судебное дело. Попов и группа его ближайших сотрудников были сосланы в Сибирь (Минусинский уезд Енисейской губернии). По месту новой ссылки Попов возобновил коммуну, существовавшую до 1867, когда Полову разрешено было вернуться к своим единомышленникам в Шемахинской губ. Со временем руководящая верхушка О. стала все больше отдаляться от низов н укреплять над ними свою власть. Руководители секты становились собственниками, присваивавшими продукты обществ. труда и т. обр. обогащавшимися. Эти внутр. противоречия у О. прослеживаются уже с 40-х гг. 19 в. В таких условиях постоянные правительств, преследования привели к краху коммуны О. во вт. пол, 19 в. Учение и практика О. принадлежит к явлениям крестьянск. социальной утопии в России. На протяжении всего 19 в. в России возникали и действовали (в течение разных отрезков времени) крестьянские социально-утопич. образования. Таковы духоборч. коммуна Савелия Капустина (Молочные Воды) , староверч. коммуны Ивана Петрова в Ярославской губ. и Антипа Яковлева в Костромской губ., правосл. коммуна «Любовь Братства» Николая Попова в Костромской губ., молоканская коммуна «Союзное Братство» Ивана Григорьева в Самарской губ., трудовые ассоциации крестьян (возможно, христововеров) Осипа Дурманова в Оренбургской губ., им подобные ассоциации крестьян в Тверской и Кубанской областях (70-е гг.), а на исходе века - духоборч. Христианская община всемирного братства Петра Веригина. Все они проделали тот же путь социальной эволюции, что и коммуна О. Михаила Попова.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7