АКЦИДЕНЦИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКЦИДЕНЦИЯ
от лат. accidentia случай, случайность) - несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Акциденция
от лат. accidentia - случай) - качество или свойство, которое не является существенным для данной вещи; случайное, преходящее состояние предмета или явления. Акцидентально - случайно.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АКЦИДЕНЦИЯ
(Akzidens; от лат. accidentia — «неожиданно появляющееся») — несущественное, изменчивое, «случайное», которое может быть опущено без изменения сущности вещи, «эссенциального» (акциденцией является несущественное свойство вещи).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Акциденция
 (лат. accidens — случайность) — временное, преходящее, несущественное свойство вещи, в отличие от существенного, субстанциального (Субстанция). Термин впервые встречается у Аристотеля; распространение получил в схоластике и философии 17—18 вв. В марксистской философии не применяется.

Источник: Философский словарь. 1963

Акциденция

(Лат. accidens - случайность)
- понятие, введенное Аристотелем для обозначения несущественных, временных, преходящих свойств бытия. Оно используется в античной и средневековой философии для различия устойчивых, существенных, закономерных свойств.

Источник: Философия, практическое руководство

Акциденция
от лат. accid?ntia — случайность) — понятие, возникшее в античной философии, означающее несущественные признаки предмета в отличие от субстанциональных — существенных. Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля. Близким к данному понятию является термин Спинозы «модус» — единичное проявление субстанции.

Источник: История и философия науки

АКЦИДЕНЦИЯ
(лат. случай, случайность) — термин, к-рым философы (начиная с Аристотеля), искавшие неизменную и вечную сущность бытия, обозначали все изменяющееся и преходящее в вещах. А. они противопоставляли субстанции, как существенному, остающемуся неизменным в потоке явлений. Такое противопоставление чуждо диалектическому материализму. Хотя свойства вещей неравноценны (одни более устойчивы, существенны, другие более подвижны, случайны), они неразрывно связаны между собой. Все они подвержены изменению, не существует никакой неизменной основы явлений. Поэтому термин «А.» в марксистской философии не применяется.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Акциденция
(лат. acci dentia – случай, случайность) – философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному или существенному. Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, который разделил акциденции на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, черный цвет кожи для негра). Понятие «акциденция» было развито в схоластике, где некоторые свойства вещей рассматривались как реальные акциденции, существующие сами по себе помимо субстанций. Р. Декарт и Т. Гоббс отрицали существование «реальных акциденций», в связи с чем Б. Спиноза заменил термин «акциденция» термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АКЦИДЕНЦИЯ
от лат. accidentia - случай, случайность), филос. термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Понятие А. было развито в схоластике, где нек-рые свойства вещей рассматривались как «реальные А.», существующие сами по себе вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Декарт, Гоббс и др. философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза заменил термин «А.» термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции. Понятие А. встречается у Канта, Фихте и др. философов 18-19 вв., а также в формальной логике.

Источник: Советский философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ

(от лат. accidere - упасть сверху) - понятие, введенное впервые Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления субстанции вещи; нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с субстанцией, несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в томизме акциденции внутренне едины с субстанцией, "актуализируют" ее и придают ей полноту выражения, определенную завершенность: всецелая реальность - это субстанции вместе с их акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы. Акциденции не могут существовать без субстанции, могут появляться и исчезать при изменениях окружения, тогда как субстанция остается неизменной. Виды акциденций: качество и количество, положение в пространстве и времени, действие, испытывание воздействий и пр.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ
(лат. accidentia – случай) – несущественное, случайное свойство вещи (в отличие от атрибута как неотъемлемого и существенного свойства). Понятие введено в философский обиход Аристотелем, стало одним из центральных в христианской философии. Всё сотворенное Богом лишь «причастно Богу» как абсолютному бытию, но не есть само бытие. Бог дает вещам право на жизнь, но «быть» и «быть белым» – не одно и то же. Множество приобретенных качеств – акциденций, говорил Боэций , таких, например, как белизна или справедливость, не есть неотъемлемые качества Бога. Они – продукт самостоятельной активности сотворенного Им мира. Проблема соотношения субстанции. атрибутов и акциденций не есть чисто схоластическая проблема. В ней скрыта проблема автономного существования природного мира, самостоятельного бытия человека в мире, возможностей и границ его свободы.

Источник: Краткий философский словарь.

АКЦИДЕНЦИЯ
лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем — Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные А.", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи "реальных А." Спиноза отказался от термина А. в пользу понятия "модус" (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ
(от лат. accidentia - случай, случайность) - философский термин, обозначающий свойство, принадлежащее предмету, но несущественное. Это понятие противопоставляется понятию «Субстанция», обозначающему нечто устойчивое, самодостаточное, существенное, вторичным признаком чего и является акциденция. Впервые это понятие встречается в труде Аристотеля «Метафизика», а затем у Порфирия (традиция неоплатонизма) и у средневековых схоластов. Акциденции подразделялись на отделимые (например сон у человека) и неотделимые (например черный цвет кожи у негра). Б .Спиноза использовал вместо термина «акциденция» понятие «модус», которое обозначало единичное проявление общей субстанции, например, в отдельном предмете или свойстве. Действительно, так были отчасти преодолены назревшие противоречия понятия «акциденция» (между несущественным и все же устойчивым, номинальной или реальной ее природой и др.). Понятие акциденции тем не менее встречается у философов XVIII - XIX вв. (И. Кант, И. Г. Фихте).

Источник: Краткий философский словарь 2004

АКЦИДЕНЦИЯ
(лат. accidentia — случай, случайность) — филос. термин, обозначающий несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи; случайное в проявлениях субстанции. Акцидентальное противостоит субстанциальному, сущностному (эссенциальному), атрибутивному. Термин А. впервые употребил Аристотель, к-рый в «Метафизике» и «Физике» разграничил два вида бытия — субстанцию и А., затем Порфирий разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Нек-рые ср.-век. схоласты допускали существование т.н. «чистых» или «реальных» А., отделенных от своих субъектов-носителей. Р.Декарт, П.Гассенди, Т.Гоббс и др. новоевроп. мыслители, напротив, отрицали отделимость А. от своего носителя. Б.Спиноза заменил понятие «А.» понятием «модус». Гегель употреблял термины «А.» и «субстанция» как парные диалектич. категории, противоположные друг другу и полагающие друг друга. Субстанция едина, она охватывает собой все А.; А. не имеют власти друг над другом, их всех объемлет субстанция, случайными проявлениями к-рой они и явл. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКЦИДЕНЦИЯ
от лат. accidentia – случай, случайность) – филос. термин, означающий случайное, несущественное, изменяющееся, преходящее. Акцидентальное обычно противопоставлялось субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые в этом смысле А. встречается в "Метафизике" (V30, 1025a l4–30 и др.; рус. пер., М.–Л., 1934) и "Физике" (II4, 196в 28; рус. пер., М., 1936) Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия ("Isagoge", V, 4a, 24), к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Понятие А. использовалось в схоластич. философии. Так, по Фоме Аквинскому, А. – "вещь, природа которой должна быть в другом" ("Summa Theologiae", III 77, 1а d2). Схоластики обычно выделяли нек-рые свойства вещей как "реальные А.", объективно существующие вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Нек-рые философы 17 в. – Декарт, Гоббс и др. – отрицали существование "реальных А.", поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то ни было чувств. признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин "А." термином модус, обозначающим единичное проявление субстанции. В марксистской философии термин "А." не употребляется. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АКЦИДЕНЦИЯ
лат. accidentia — неожиданно появляющееся) — несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.
Термин в его греческом варианте (B) ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30,1025а 14; V 2,1026b 35; 8,10б5а 4; Phys. Il 4,196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку— «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности.-В качестве классического примера используется высказывание «копая трюфели, я найду сокровища». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте предопределен, детерминирован. В то же время нахождение клада — акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин различает акциденции вещей и их сущность (Епп. II, 6, 2), Порфирий — отделимые и неотделимые акциденции. Боэций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциденцию с привходящими признаками. В схоластике выделяются реальные акциденции, которые могут существовать самостоятельно.
В новой философии вместе с критикой понятия материальной субстанции отрицается и понятие акциденции (см., напр., Беркли. Соч. М., 1978, с. 205), хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивидуального проявления субстанции может быть понято как развитие понятия акциденции. Кант связывает акциденции с изменчивостью субстанции (Критика чистого разума. М., 1998, с. 297, 229-230). Д. С. Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Логика, 1158). В современной аналитической философии (напр., .Austin 3. L, A plea for Excuses.— «Philosophical Papers». Oxf., 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.
А. А. Костикова

Источник: Новая философская энциклопедия

АКЦИДЕНЦИЯ
от лат. accidentia случайное бытие, случай) - философское понятие, обозначающее случайное в проявлениях субстанции, несущественное свойство вещи. А. обычно противопоставляют "атрибуту", субстанциальному свойству, существенному признаку вещи.
Вероятно, Аристотель первым различил в идее бытия два вида - субстанцию и А. Согласно его "Метафизике", субстанция ни в чем не нуждается и существует сама по себе, а А. проявляется через иное, в другой сущности. Так, единое само по себе (эйдетическая неразличимость субстрата, непрерывность и одинаковость чтойности и т. п.) отличается от единого в качестве А. - от случайного объединения двух и более вещей. По своей природе А. не является частью предмета, не может существовать без своего предмета; предмет может потерять А. без ущерба для своего существования. Например, камень может иметь такие А.: округлость, движение или покой.
Порфирий классифицировал А. на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, черный цвет кожи для негра). В средние века активно обсуждалась проблема, могут ли А. существовать отвлеченно от своего субъектаносителя или не могут. Многие схоласты допускали А. без их носителей, выделяли "чистые акциденции", или "реальные акциденции", подобно существованию чистых геометрических фигур как модификаций "фигуры вообще", атрибута протяжения. Декарт, Гассенди, Гоббс и ряд др. мыслителей XVII в. отрицали отделимость А. от своего субъекта, придавали А. характер модификации вещи. Материалисты усматривали в материи носитель всех атрибутов и А. Спиноза заменил термин "А." термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции. Лейбниц определял А. как способ проявления субстанции, причем как способ преходящий, случайный, неуловимый. Хотя субстанция нуждается в какой-то А., часто ей нет нужды именно в такой, а не иной А. и она довольствуется любой заменой. А. же, рассуждает Лейбниц, не меняет свою конкретную субстанцию, не может двигаться вне субстанции, как это некогда у схоластиков получалось с чувственными видами.
Понятие А. широко использовалось философами XIII - XIX вв. Гегель применяет термины "А." и "субстанция" как парные категории диалектики и определяет их друг через друга по аналогии с категориями сущности и явления, целого и частей и т д. Как сущность переходит в явления, так и субстанция переходит в свои А. Подобно целому, состоящему из частей, субстанция обладает своими А; она имеет действительность в А. примерно так же, как причина - в следствии. Субстанция охватывает собой акцидентальность, а акцидентальность - это вся субстанция. Акциденций - множество; как таковые, они не имеют власти друг над другом; они друг друга имеют своими условиями, и их объемлет субстанция. А. преходяща, исчезает со временем; через А. субстанция обнаруживает свое богатство и силу.
В современной философии термин "А." используется, например, неотомистами, которые, вслед за Фомой Аквинским, под А. понимают "вещь, природа которой должна быть в другом". Однако многие философы сегодня этот термин не применяют, считая его устаревшим; скажем, ему не нашлось места в философии диалектического материализма. Тем не менее, введенная Аристотелем дистинкция субстанциального и акцидентального не исчерпала себя, сохраняется в философском языке и имеет не только историко-философскую ценность.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Похожие термины:

  • АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    выражается терминами «арад», «арид» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм). В мутазилизме акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (манан). Некот
  • АКЦИДЕНЦИАЛЬНЫЙ

    от лат. accidentia - случайность) - акцидентальный, случайный, несущественный, второстепенный. Противоположность - эссенциальный.