АКАДЕМИЗМ
Академизм
Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию (учение, манеру поведения, причуды), а не то, что на самом деле важно, но подражать чему гораздо труднее. В стиле письма – чрезмерное увлечение научным, «профессорским» стилем. Академизм – стремление больше общаться с коллегами, чем с широкой публикой. Оно редко приносит ожидаемые плоды. Коллеги, они же соперники, испытывают от академизма такую же скуку, как и все остальные, зато ненавидеть умеют гораздо сильнее.
Источник: Философский словарь.
АКАДЕМИЗМ
направление в искусстве, господствовавшее в европейских художественных академиях в XV1 - X1X веках, основанное на следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей далекие от реальности сюжеты античной мифологии, Библии, древней истории. Ориентация на классические образцы вела к строгой регламентации жанров, композиций, театральных жестов, спокойствию поз, четкости линий, колорита.
Академизм был, как правило, официальным направлением в искусстве почти всех европейских стран XVI - XIX веков.
Позднее термин "академизм" стал применяться для обозначения направлений в науке, образовании и проч., которые ориентируются на установленные образцы, традиционные нормы, часто оторванные от жизни, времени, чисто теоретические, абсолютные.
Академизм был, как правило, официальным направлением в искусстве почти всех европейских стран XVI - XIX веков.
Позднее термин "академизм" стал применяться для обозначения направлений в науке, образовании и проч., которые ориентируются на установленные образцы, традиционные нормы, часто оторванные от жизни, времени, чисто теоретические, абсолютные.
Источник: История и теория культуры
АКАДЕМИЗМ
символ художественного направления, характеризующегося стремлением сохранить и развить высшие традиции и наиболее совершенные образы искусства. Истоки академизма в творчестве и художественных принципах основателей Болонской академии (ок. 1585) братьев Каррачи, выработавших строгий кодекс художественного поведения и регламентировавших достойные изображения сюжеты и чувства, а также соответствующие им художественные формы и композиционные решения. Хотя в этот период в академизме проявились характерные черты барокко — иллюзионизм декоративных композиций и красочность колорита — однако основные построения пластических форм были обращены прежде всего к классическим принципам Ренессанса. Дальнейшая эволюция академизма связана с деятельностью созданной в 1648 французской Королевской академии живописи и скульптуры, опиравшейся на принципы классицизма. Так как и в последующее время базой развития академизма продолжали оставаться находившиеся под патронажем власти художественные академии, это превратило понятие «академизм» в символ косности и консерватизма. Культивировавший в XVII–XVIII вв. историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условно-идеализированные образы и отвлеченно-абстрактные нормы красоты, академизм в первой половине XIX в. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего эпигонского классицизма. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Академизм
направление в искусстве (живописи, театре, поэзии), характерное для Европы XVI-XIX веков. Академизм возник прежде всего в живописи. Его идеи были выдвинуты впервые в Италии в «Академии вступивших на правильный путь» (1585 г.). Идеи, разрабатываемые художниками этой школы, легли в основу возникновения и развития художественных академий многих европейских стран (Парижской, Петербургской и других). В этих академиях давалось широкое образование, на систематической основе преподавался рисунок, лепка, техника живописи. Академии стали центром духовного развития во многих странах мира и оказали сильное воздействие на другие виды искусства. Одна из главных содержательных идей академизма - признание за образец, эталон в искусстве принципов искусства прошлых веков. Прежде всего - это античность и эпоха Возрождения. Сюжеты живописных полотен заимствовались прежде всего из Библии, древней истории, мифологии античного общества. Однако подражание внешним формам классического искусства привело к тому, что саморазвитие искусства остановилось. Строгие правила и предписания, как следовать канонам старых мастеров, оторванность от современных проблем жизни, отказ от поиска новых форм выражения привели к тому, что академизм к XIX веку стал тормозом в дальнейшем развитии искусства. Вместе с тем академизм дал много для развития искусств - образованность, высокую технику живописи, знание законов создания художественного образа. Яркими представителями академического искусства были художники Ш. Лебрен, Г. И. Семирадский, Д. Энгр, скульпторы А. Канова, Б. Торвальдсен. К середине XIX века каноны академизма пришли в противоречие с развитием художественной жизни. Так, Российская Академия художеств в это время поощряла только картины, написанные на библейские или мифологические темы. Это вызвало резкий протест со стороны группы художников, называвших себя «передвижники».
Источник: Человек и общество. Культурология