превращение научной и преподавательской деятельности в своего рода предпринимательство: осуществление исследовательских проектов оказывается в прямой зависимости от получения денежных субсидий (грантов, инвестиций и т.п.) отдельных корпораций (учреждений, организаций, ассоциаций, фондов). В рамках «академического капитализма» деятельность научно-исследовательских институтов, центров внутри университетской структуры направлена на увеличение потенциала общественного применения знаний.
При этом констатируется факт преобладания прикладных целей познания, платных исследований по заказу, над бескорыстным творческим поиском нового знания. В сферу «академического капитализма» постепенно стали вовлекаться не только американские, но и многие европейские университеты, что находит отражение в смене приоритетов финансирования научных исследований и изменения содержания обучения. Некоторые исследователи считают, что становление академического капитализма происходило вместе с развитием промышленного производства. По мнению ряда теоретиков (Браверман) в XIX– ХХ вв. наука из почти дилетантского занятия, «философствования» превращается в высоко организованный и щедро финансируемый институт: история науки последних ста лет это в большинстве своем история включения в капиталистическую организацию. В результате свободная творческая мысль вовлекается в процесс производства и рыночного обмена. Этот процесс начался в Германии. К 1870 г. университетская система Германии обладала большим числом профессоров и преподавателей, особенно в тех дисциплинах, где благодаря налоговым льготам и отлично оборудованным лабораториям, могли вестись фундаментальные исследования. Промышленные лаборатории, организованные в Германии того времени стали общепринятой моделью корпоративных подразделений, занимавшихся прикладными исследованиями. Созданные в 1830–40 гг. технические институты как альтернатива университетского образования привлекали студентов со всего мира. Затем эти институты были преобразованы в Технические высшие школы (Technische Hochschulen). Развитие корпоративных исследовательских лабораторий в Соединенных Штатах началось с наступлением эры так называемого монопольного капитализма, т.е. с появлением крупных промышленных холдингов. Научные исследования становились необходимым звеном цепочки капиталистического производства, косвенным подтверждением чего может служить рост числа корпоративных исследовательских лабораторий. Эти изменения не могли пройти бесследно для науки и высшего образования как тесно связанных между собой социальных институтов: содержание научного знания теперь определялось главным образом рыночным спросом, а из процесса его получения удалялись элементы случайности, что позволило науке более точно и чутко реагировать на потребности капитализма. В последние годы гипотеза об интенсивном вовлечении науки и образования в рыночный контекст получила новое развитие в работе Джорджа Ритцера «Тезис о макдонализации» (1998), где в частности автор говорит о превращении современного университета в бизнес-единицу, агентство по продаже услуг в сфере образования. Результатом этой тенденции становится изменение содержания и формы образования и науки за счет вытеснения фундаментальных дисциплин, прикладными курсами, ориентированными на быструю практическую отдачу.