АЙЕР Алфред Джулс

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЙЕР АЛФРЕД ДЖУЛС

англ. философ, представитель неопозитивизма, проф. логики Оксфордского ун-та (с 1959). Получил известность, издав книгу “Язык, истина и логика” (1936). в к-рой выступил пропагандистом идей венского кружка. В более поздних работах (“Основания эмпирического познания”, 1940; “Мышление и значение”, 1947: “Проблема познания”, 1956; и др.) А. несколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние лингвистической философии. В этих работах он пытается исследовать философскую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и “чувственных данных” и т. д.) путем анализа соответствующих понятий, перевода .их в “логически ясную” терминологию.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЙЕР АЛФРЕД ДЖУЛС

Ауег) Алфред Джулс (р. 29.10.1910, Лондон), англ, философ, представитель аналитической философии. Получил известность своей кн. «Язык, истина, логика» («Language, truth and logic», 1936), в к-рой выступил пропагайдистом идей Венского кружка. С последним, он, однако, расходился в отношении к логич. формализации языка; А. не прибегает к анализу науч. понятий средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич. философии с ее уклоном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая философия), еще более усиливается в поздних работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания. С позиций позитивизма выступает как противник диалектич. материализма.

Источник: Советский философский словарь

АЙЕР АЛФРЕД ДЖУЛС

(1910—89) — англ. философ и логик, один из основателей совр. аналитической философии. Проф. Лондонского (1946—59) и Оксфордского (1959—78) ун-тов. Осн. соч.: «Язык, истина и логика» (1936), «Основания эмпирического знания» (1940), «Проблема познания» (1956), «Основной вопрос философии» (1973), «Философия в XX в.» (1982). В ранних работах следовал логикофилос. идеям Л.Витгенштейна и Б.Расселла, соединяя их с традиц. для англ. философии концепциями эмпиризма от Д.Юма до Дж.С.Милля. Разделил науч. высказывания на аналитич. (априорные) и синтетич. (эмпирич.); первые принадлежат математике, вторые — естествознанию. Только они обладают логич. смыслом, в отличие от непроверяемых филос. предложений, к-рые явл. следствием ошибок языка или логики. Поддержал программу верификации науч. теорий, выдвинутую Венским кружком, хотя рассматривал ее как чисто методол.. принцип установления «идеальной логич. осмысленности» высказываний. В 1950—60-х гг. переключился на исследование проблем памяти, саморефлексии и понимания «чужого сознания», синтезируя идеи аналитич. философии и феноменологии. Для исследований А. этого периода характерно понимание объектов, попадающих в поле зрения субъекта познания как сложных логич. конструкций, возникающих на основе чувственных данных. Различие между физ. объектами и людьми, согл. А., устанавливается самим субъектом: лишь во втором случае присутствует эмоционально и ценностно переживаемое «отражение себя в другом». Лит.: Аналитическая философия: Антология текстов. М., 1995; Пап А. Семантика и необходимая истина. М., 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АЙЕР АЛФРЕД ДЖУЛС

1910-1989) - брит. философ. Проф. Лондонского (1946-59), Оксфордского (1959-78) ун-тов. Позиция А. формировалась под влиянием идей Рассела, Мура, Витгенштейна, а также Венского кружка. В своей ранней кн. "Язык, истина и логика" (Language, Truth and Logic. L., 1936) сблизил концепцию логического позитивизма с традицией брит. идеалистического эмпиризма и феноменализма Юма - Милля. Предложения логики и математики А. рассматривал как аналитические (априорные, необходимые) и отделял их от синтетических (эмпирических, вероятных) предложений науки и обыденного опыта. Формулировки традиционных философских проблем оценивал как "научно неосмысленные", считая, что они не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, а возникают в результате логических и лингвистических ошибок. Поэтому философия должна стать критико-аналитической деятельностью по прояснению предложений.
В центре внимания А. оказался принцип верификации знания в непосредственном чувственном опыте субъекта. Однако под воздействием критики он стал рассматривать этот принцип как сугубо методологическое требование установления осмысленности предложений. В кн. "Проблема познания" (The Problem of Knowledge. L., 1956) исследовал проблематику восприятия, памяти, личного тождества, познания "других сознаний". Физические объекты трактовал как логические конструкции из элементов чувственного опыта (перцептов). Цель теории познания А. видел в исследовании оснований достоверного знания и поиске ответов на скептические возражения. В поздних работах он характеризовал свою позицию как "усовершенствованный реализм", считая ее наиболее приемлемой с точки зрения "удобства" и признавая ошибочность феноменализма. В области этики развивал концепцию эмотивизма, согласно которой моральные высказывания служат исключительно для передачи эмоционального содержания и не могут рассматриваться с позиций истинности или ложности. Он также критиковал теологические рассуждения и доказательства бытия Бога.
Я мыслю, следовательно я существую // Логос. 1996, № 8; The Foundation of Empirical Knowledge. L., 1940; The Concept of a Person and Other Essays. L., 1963; The Central Questions of Philosophy. L., 1973; Philosophy in the Twentieth Century. L., 1982.

Источник: Современная западная философия: словарь

АЙЕР Алфред Джулс
29 октября 1910, Лондон27 июня 1989, там же) — британский философ-аналитик. Профессор Лондонского университета (1946—59), профессор логики Оксфордского университета (1959—78). Член Британской академии. Философские взгляды Айера сформировались под воздействием Б. Рассела, а также Венского кружка логических позитивистов (он был краткое время иностранным членом). В своей первой, принесшей ему широкую известность работе «Язык, истина и логика» (Language, Truth and Logic. L-, 1936) Айердал классическое изложение доктрины логического позитивизма, которую он стремился приспособить к традиции британского классического эмпиризма Беркли—Юма—Д. С. Милля. Предложения логики и математики считал сугубо аналитическими (априорными) и отделял их от синтетических (эмпирических) предложений естествознания. В это время главную свою задачу ранний Айер видел в элиминации «метафизики», т. е. традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов. Предложения «метафизики» для него «научно неосмысленны» на том основании, что они не являются ни формально-логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами. Такие предложения возникают в результате логико-лингвистических ошибок. Поэтому философия логического позитивизма должна быть критической и аналитической деятельностью по прояснению предложений. В центре внимания раннего Айера—концепция «сильной» и «слабой» (вероятностной) верификации, представляющая собой модификацию концепции актуальной и потенциальной верификации Венского кружка, Позднее под воздействием критики во 2-м издании книги (1946) стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений. Эволюция его концепции сопровождалась ослаблением или отказом от некоторых других принципов логического позитивизма, в частности от требования анализа языка науки исключительно с помощью средств математической логики. Айер начинает активно использовать метод лингвистического анализа выражений обыденного языка.
Эпистемологическую основу взглядов Айера долгое время составлял феноменализм, с позиции которого в работе «Проблема познания» (The Problem of Knowledge. L., 1956) он рассматривал проблемы восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания «других сознаний». Физические объекты он понимал как логические конструкции из «чувственных данных». Различие ментального и физического—различие двух видов логических конструкций чувственного содержания. Цель теории познания Айер видел, в частности, в исследовании оснований претензий философов на достоверное знание. В поздних работах Айер оставался в целом на позициях феноменализма, а свою философию квалифицировал как «усовершенствованный реализм». Приверженность такому «реализму» он объяснял как результат выбора с точки зрения удобства. «Нашей позицией будет скорее та, что здравый смысл поставляет данные для физической теории подобно тому, как взгляд на мир с позиции здравого смысла сам является теорией непосредственных данных восприятия» (The Central Questions of Philosophy. L., 1973, p. S8). В качестве исходных элементов опыта поздний Айер принимает т. н. «нейтральные перцепты». В то же время он принципиально агрицает каузальное объяснение возникновения «перцептов» в результате воздействия на органы чувств предметов внешнего мира. Айер был наиболее убежденным сторонником юмизма в новейшей британской аналитической философии.
Он считал, что религиозные утверждения о существовании Бога не истинны и не ложны, а лишены значения. Это— метафизические псевдо-утверждения. Точно так же лишен значения и атеизм, утверждения которого («Бог не существует») зависят от религиозных утверждений. В области этики Айер был сторонником теории эмотивизма. Для него ценностные суждения, не являясь ни априорно-аналитическими, ни апостериорно-синтетическими истинами, лишены значения. Сказать, что нечто морально правильно, означает выразить чувство одобрения, в противном случае—чувство неодобрения. Несогласие в отношении оценки, по его мнению, означает наличие разных эмоциональных реакций на некоторое событие.
Соч.: The Foundations of Empirical Knowledge. L., 1940; The Concept f a Person and Other Essaes. L., 1963; Russell. L., 1972; Part of My Life. Oxf., 1977; Hume. Oxf., 1980; Philosophy in the Twentieth Century. L., 1982.
Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973, гл. 6; Хшш Т. И. Современные теории познания. М., 1965, с. 372—382; Mwaonald G. Г. (ed.). Perception and Identity. Essays pressented to A. J. Ayer. L., 1979.
А. Ф. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия