АЙ СЫЦИ

Найдено 1 определение
АЙ СЫЦИ
Ли Шэнсюань. 1910 - 1966. Философ, популяризатор марксистской идеологии в Китае, чл. КПК (с 1935). Получил образование в Японии. Нач. секретариата отд. культуры ЦК КПК (1937, Яньань), после 1949 - зав. кафедрой философии Высшей парт, школы при ЦК КПК, зам. пред. Кит. об-ва изучения философии. Гл. ред. шанхайского журн. "Душу шэнхо" (1935 - 37), с 1937 - яньаньской газеты "Цзефан жибао" и журн. "Чжунго вэньхуа". Главный акцент в изучении философии А.С. делал на проблемах диалектич. и историч. материализма, теории познания, выделял пять законов материалистич. диалектики: взаимосвязи и взаимообусловленности, развития, перехода количества в качество, единства противоположностей и отрицания отрицания. При толковании положений диалектич. материализма неоднократно апеллировал к отечеств, историко-филос. материалу, утверждая, что в кит. традиц. мысли существуют "спонтанно возникавшие элементы диалектич. материализма", о чем свидетельствуют, в части., учения Лао-цзы и Мо Ди. Задачей философов-марксистов Китая полагал "развитие и обогащение" диалектич. материализма "наиболее позитивными элементами отечеств, филос. традиции". Формально признавая единство и взаимообусловленность рационального и чувственного познания, А.С. нередко фактически разрывал эти понятия. Анализируя проблемы историч. материализма, обосновывал положение о нар. массах как субъекте истории. Подчеркивал, с одной стороны, их решающую роль в производстве материальных благ и представлял их ведущей силой политич. движений, направленных на социальное переустройство об-ва. С др. стороны, признавал и заметную роль личности в истории, имея в виду прежде всего лидеров революц. процесса, опирающихся в своей деятельности на массы и учитывающих интересы последних. Говоря об обществ, сознании и социальной психологии, доказывал классовую обусловленность как любой идеологии, так и представлений обыденного сознания. Вместе с тем отрицал неисторич. подход к различным системам взглядов и типам идеологий и, настаивая на всесторонней критике конфуцианства, отмечал наличие элементов рационализма в раннем конфуцианстве, признавал прогрессивную роль феод, и бурж. философии на определенном этапе историч. развития. *Лекции по диалектич. материализму. М., 1959; Бяньчжэн вэйучжуи ганъяо (Основы диалектич. материализма). Пекин, 1959; Чжэсюэ сюаньцзи (Избр. произв. по философии). Шанхай, 1946; Дачжун чжэсюэ (Философия масс). Далянь, 1948; Шэммо ши вэйлунь, шэммо ши вэйсиньлунь (Что такое материализм и что такое идеализм). Пекин, 1955; Шэхуэй лиши шоусянь ши шэнчаньчжэ дэ лиши (История об-ва есть прежде всего история производителей). Пекин, 1957. С. Р. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь