АХУНДОВ Мирза Фатали
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
В своих драматич. произведениях А. убедительно показывал социальный вред освященного исламом старого быта, мусульм. обрядности, разоблачал корыстолюбие и лицемерие мусульм. духовенства, в частности, он был противником паломничества (хаджжа) мусульман из России в Аравию.
Источник: Новая философская энциклопедия
Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своем происхождении не нуждается в к.-л. другом бытии. Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» - Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А. - «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман - их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.
Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.
А.- основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.
Источник: Советский философский словарь
[30 июня (12 июля) 1812 – 26 февр. (10 марта) 1878] – азерб. философ-материалист и атеист, драматург, обществ. деятель. Род. в г. Нухе, там же окончил рус.-азерб. училище. Владея рус., араб. и перс. языками, А. с. 1834 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе. В Тифлисе А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами – А. Бестужевым-Марлинским, А. Одоевским. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных философских и научных идей мыслителей Азербайджана и России. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. А. написал филос. трактат "Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" ("hиндистан шаhзад?си Кeмалудд?вл?нин ?з досту, Иран ´ "´ шаhзад?си Ч?лалудд?вл?й?...") и перевел его на ´ ´ "´ рус. и перс. языки. А принадлежат также филос. ст. "Критика „?к кельме“;" ("Jek к?лм? " hаггында"), "Ответ философу Юму" ("h?кими-инкилис Jyмa чаваб") и др. Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной "...в своем происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанции..." (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 179; см. также с. 181–84). Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы (см. тамже, с. 108). "Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа" – Вселенной (там же, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души, заявляя, что "...душа... не может продержаться без тела... точно так же, как разум не может продержаться без мозга..." (там же, с. 145). Все религии, по ?., – "абсурд и вымысел", гл. тормоз в развитии и распространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман – их основа. Считая ощущения результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувственного знания к логическому мышлению. Выступая за "прогресс и цивилизацию", против феод. порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем А. допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей (см. письмо Мирзе Юсуф-Хану от2 апр. 1871, Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 13). "...Сама нация, – писал ?., – должна, обратись к угнетателю, сказать ему: "Удались из сферы государства и правительства"; после этого сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей. Лишь тогда народ найдет новую жизнь, и Восток станет подобен раю!" ("Избранное", М., 1956, с. 271). А. разоблачал колониальную политику Англии в Индии (Соч., т. 3, Баку, 1938, с. 160, на азерб. яз.). Он был сторонником единения азерб. и рус. народов (см. Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 255). А. – основоположник азерб. драматургии. В 1850–1856 он создал 6 комедий, лучшей из к-рых является "Приключения скряги", ("hачы Гара", 1853). Первым в Азербайджане А. сформулировал идею об обществ.-воспитат. значении художеств. литературы (см. Соч., т. 2, Баку, 1938, с. 183. на азерб. яз.). Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры, лит-ры и обществ. мысли народов Востока. Лит.: Ахвердов ?., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали Ахундова, [Баку, 1928]; Гусейнов Г., Философские взгляды ?. ?. Ахундова, Баку, 1942 (имеется подробная библиогр.); его же. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XXX века, 2 изд., Баку, 1958; Джафаров Ш. М., Философские взгляды ?. ?. Ахундова. "Вопр. философии", 1955, No 5; Касумов ?. ?., ?. ?. Ахундов и русская революционно-демократическая эстетика XIX века, Баку, 1954; Меликова ?. ?., Общественно-политические взгляды Мирза Фатали Ахундова, Баку, 1958; Рафили М. Г., ?. ?. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Мамедов Ш. ?., ?. ?. Ахундов и традиции восточной философии, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1958, No 2; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737–45; История философии, т. 2, 1957, с. 413–15; ??h масиб Ч., Мирз? Ф?т?ли Ахундовун ´ "´ гносеоложи в? психоложи к?рушл?ри, "С. М. Киров " адына Аз?рбайчан д?вл?т университетинин эс?рл?ри". Мантиг в? психолокия сериясы, 1954, бур. 4; Ахундов ´ Б. Ю., Мирз? Ф?т?ли Ахундов в? h?с?нб?й З?рдабинин ичтимаи-игтисади к?рушл? – рин? даир, "Аз?рбайчан ССР ?лмл?р академиясынын х?б?р-л?ри", 1957, No 2–3 " "´ (No 2, с. 133–48, No3, с. 129–43, резюме на рус. яз.). А. Шакир-заде. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.