АХУНДОВ Мирза Фатали

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АХУНДОВ Мирза-Фатали
1812-1878) - азерб. философ-материалист и воинств, атеист, открыто выступивший против ислама. Отвергая идею бога как первопричины мира, он утверждал, что природа не создана никем. Она была, есть и будет, существует объективно, без помощи к.-л. высш. силы. Природа есть причина самой себя. В трудах А. дана для того времени глубокая, всесторонняя критика ислама. Его филос.-поли-тич. трактат «Письма Кемаль-уд-Довле» является одним из лучших атеистич. произведений в вост. лит-ре.

Источник: Атеистический словарь

Ахундов Мирза Фатали
 (1812— 78) — азербайджанский писатель, общественный деятель, просветитель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием передовой рус. общественной мысли. А. — материалист, он признает только одну, материальную субстанцию, к-рая является причиной самой себя и основой всех процессов и явлений в мире. В теории познания А. исходит из признания познаваемости мира и защищает позиции сенсуализма. Материализм А. соединяется с атеизмом: он критикует ислам, подчеркивает несовместимость веры и звания, реакционную роль религии в истории об-ва. А. — основоположник азербайджанской литературы, драматургии и театра. А. был истинным патриотом, сторонником дружбы народов, выступал за создание братских, интернациональных отношений народов Закавказья и рус. народа. Осн. философское произведение А. — «Три письма индийского принца Кемал-Уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-Уд-Довле и ответ на них сего последнего».

Источник: Философский словарь. 1963

АХУНДОВ Мирза-Фатали
(1812—1878) - выдающийся азерб. просветитель-демократ, философ-материалист и писатель-реалист. С 1834 до 1861 служил в канцелярии царского наместника в Тифлисе переводчиком. В юности изучил арабский и перс. яз. и мусульм. богословие, т. к. семья стремилась сделать его муллой. Однако А. отказался от этой перспективы, окончил русско-азерб. школу и под влиянием русской рев.-демокр. философии и идей франц. материалистов XVIII в. стал атеистом. Он отрицал существование бога, бессмертной души, все религии считал «абсурдом и вымыслом», порождением страха и обмана. Борьбу против религии (в особенности против ислама) и связанных с нею предрассудков, суеверий и фанатизма он сочетал с борьбой против феод. отсталости, вост. деспотизма и царизма и с пропагандой дружбы азерб. и русского народов. Реакц. характер ислама, в к-ром он видел опору деспотизма в странах Востока, А. разоблачал в своем филос. трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле...» (1864—1865).
В своих драматич. произведениях А. убедительно показывал социальный вред освященного исламом старого быта, мусульм. обрядности, разоблачал корыстолюбие и лицемерие мусульм. духовенства, в частности, он был противником паломничества (хаджжа) мусульман из России в Аравию.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АХУНДОВ Мирза Фатали
30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха—26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис]— азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Учился сначала в медресе, затем в русском уездном училище; в 1834—61 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе; преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В публицистических и литературно-критических работах, апеллируя к разуму и здравому рассудку, к человеческой природе и свободе человека, обличал деспотизм, невежество, фанатизм и бедность, призывал к распространению науки и образованности, к развитию торговли и промышленности, к благоустройству государства и благосостоянию народа. Акцентировал мысль об отставании Азии от Европы, о необходимости прогресса и цивилизации на Востоке и реформировании ислама. Автор философского трактата «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» (перевел его на русский и персидский языки), статей «Критика «Еккельме», «Ответ философу Юму» и др. Общим принципом его философии был пантеизм, в рамках которого он развивал мысль об атомном строении Вселенной и ее естественных законах. Соч.: Избранное. М., 1956; Избр. филос. произв. Баку, 1982. Лит.: Мамедов Ш. Ф. Мировоззрение М. Ф. Ахундова. М., 1962; Ахмедов Э. М. Философия азербайджанского Просвещения. Баку, 1983; Садыхов АУ. М. Ф. Ахундов и русская литература. Баку, 1986. В. Ф. Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия

АХУНДОВ Мирза Фатали
30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азерб. ССР, -26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. философматериалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей Азербайджана и России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами - А. А. БестужевымМарлинским, А. И. Одоевским. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд. принца КемалудДовле к перс. принцу Джелаль-удДовле и ответ на них сего последнего» и перевел его на рус. и перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.
Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своем происхождении не нуждается в к.-л. другом бытии. Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» - Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А. - «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман - их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.
Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.
А.- основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.

Источник: Советский философский словарь

АХУНДОВ МИРЗА ФАТАЛИ

[30 июня (12 июля) 1812 – 26 февр. (10 марта) 1878] – азерб. философ-материалист и атеист, драматург, обществ. деятель. Род. в г. Нухе, там же окончил рус.-азерб. училище. Владея рус., араб. и перс. языками, А. с. 1834 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе. В Тифлисе А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами – А. Бестужевым-Марлинским, А. Одоевским. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных философских и научных идей мыслителей Азербайджана и России. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. А. написал филос. трактат "Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" ("hиндистан шаhзад?си Кeмалудд?вл?нин ?з досту, Иран ´ "´ шаhзад?си Ч?лалудд?вл?й?...") и перевел его на ´ ´ "´ рус. и перс. языки. А принадлежат также филос. ст. "Критика „?к кельме“;" ("Jek к?лм? " hаггында"), "Ответ философу Юму" ("h?кими-инкилис Jyмa чаваб") и др. Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной "...в своем происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанции..." (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 179; см. также с. 181–84). Частицы, из к-рых состоит Вселенная, есть атомы (см. тамже, с. 108). "Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа" – Вселенной (там же, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души, заявляя, что "...душа... не может продержаться без тела... точно так же, как разум не может продержаться без мозга..." (там же, с. 145). Все религии, по ?., – "абсурд и вымысел", гл. тормоз в развитии и распространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман – их основа. Считая ощущения результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувственного знания к логическому мышлению. Выступая за "прогресс и цивилизацию", против феод. порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, к-рый учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем А. допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путем насильств. свержения угнетателей (см. письмо Мирзе Юсуф-Хану от2 апр. 1871, Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 13). "...Сама нация, – писал ?., – должна, обратись к угнетателю, сказать ему: "Удались из сферы государства и правительства"; после этого сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей. Лишь тогда народ найдет новую жизнь, и Восток станет подобен раю!" ("Избранное", М., 1956, с. 271). А. разоблачал колониальную политику Англии в Индии (Соч., т. 3, Баку, 1938, с. 160, на азерб. яз.). Он был сторонником единения азерб. и рус. народов (см. Рукоп. фонд АН Аз. ССР, архив М.-Ф. Ахундова, No 255). А. – основоположник азерб. драматургии. В 1850–1856 он создал 6 комедий, лучшей из к-рых является "Приключения скряги", ("hачы Гара", 1853). Первым в Азербайджане А. сформулировал идею об обществ.-воспитат. значении художеств. литературы (см. Соч., т. 2, Баку, 1938, с. 183. на азерб. яз.). Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры, лит-ры и обществ. мысли народов Востока. Лит.: Ахвердов ?., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали Ахундова, [Баку, 1928]; Гусейнов Г., Философские взгляды ?. ?. Ахундова, Баку, 1942 (имеется подробная библиогр.); его же. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XXX века, 2 изд., Баку, 1958; Джафаров Ш. М., Философские взгляды ?. ?. Ахундова. "Вопр. философии", 1955, No 5; Касумов ?. ?., ?. ?. Ахундов и русская революционно-демократическая эстетика XIX века, Баку, 1954; Меликова ?. ?., Общественно-политические взгляды Мирза Фатали Ахундова, Баку, 1958; Рафили М. Г., ?. ?. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Мамедов Ш. ?., ?. ?. Ахундов и традиции восточной философии, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1958, No 2; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737–45; История философии, т. 2, 1957, с. 413–15; ??h масиб Ч., Мирз? Ф?т?ли Ахундовун ´ "´ гносеоложи в? психоложи к?рушл?ри, "С. М. Киров " адына Аз?рбайчан д?вл?т университетинин эс?рл?ри". Мантиг в? психолокия сериясы, 1954, бур. 4; Ахундов ´ Б. Ю., Мирз? Ф?т?ли Ахундов в? h?с?нб?й З?рдабинин ичтимаи-игтисади к?рушл? – рин? даир, "Аз?рбайчан ССР ?лмл?р академиясынын х?б?р-л?ри", 1957, No 2–3 " "´ (No 2, с. 133–48, No3, с. 129–43, резюме на рус. яз.). А. Шакир-заде. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.