АГРИППА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АГРИППА
греческий философ (конец I — начало II в. после Р.Х.). Критик аристотелевской школы, синтезировавший в 5 пунктах 10 причин для сомнения, изложенных Энесидемом. Основал «школу Агриппы».

Источник: Философский словарь

АГРИППА
древнернмский философ (1—2 вв.), представитель позднейшего скептицизма. О его жизни ничего не известно. А. приписывают пять доводов (тропов) о непознаваемости мира. Тропы А. затрагивают проблемы рационального познания и содержат элементы диалектики, на что указывал Ленин (Т. 29. С. 275).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АГРИППА
l в. до н. э.—1 в. н. э.)—античный философ-скептик (последователь Пиррона), которому традиционно приписывают пять скептических «тропов» воздержания от вынесения суждений: 1-й говорит о разногласиях между людьми, 2-й — о регрессе в бесконечность (положения, с помощью которых строится доказательство. сами должны быть доказаны), 3-й—об относительности истины, 4-й—о гипотетическом характере знания, 5-й—о круге в доказательстве.
Эти тропы традиционно приписывают Агриппе вслед за Диогеном Лаэртием (К 79—88), но тот же Диоген не упоминает Агриппы в своем списке философов школы Пиррона, зато говорит о книге «Агриппа» некоего Апеллеса. Секст Эмпирик подробно описывает 5 скептических тропов, но об Агриппе не упоминает, приписывая их «младшим скептикам». Все это является основанием для сомнения в историческом существовании скептика Агриппы.
Лит.: Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I 164— 177.-Соч. в 2 т., т. 2. 1976, с. 239—242. См. также лит. к ст. Скептицизм.
М. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

АГРИППА

Agrippa von Nettesheim Henricus Cornelius) (14 сентября 1486, Кельн —18 февраля 1535, Гренобль)—натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения. Начальное образование получил в Кельне, завершил его в Париже ок. 1506. Состоял секретарем императора Максимилиана, в 1510 был послан с дипломатической миссией в Англию, где познакомился с Джоном Колетом и его евангельскими штудиями. В 1511 — 18 в Италии на службе у маркиза Монферратского и герцога Савойского. Затем практиковал врачом в Кельне, Женеве, Лионе, пока не получил приглашение от Маргариты, правительницы Нидерландов, на должность императорского историографа. После ее смерти (1530) посажен в Брюсселе в тюрьму за долги. Найдя покровителя в лице архиепископа Кельнского Германа Вида, жил в Кельне и Бонне. Однако его отношения с двором императора Карла V не сложились, и философ должен был уехать во Францию. Но и здесь его ждали преследования и арест; освобожденный ходатайством друзей, Агриппа поселился в Гренобле.
Свой главный труд—трактат «О сокровенной философии» (De occulta philosophia libri III)—Агриппа долго держал под спудом, решившись опубликовать его лишь в 1531. Он посвящен защите магии как искусства. Знание, выступающее у Агриппы прежде всего как результат самопознания человека, есть именно та сила, которая подчиняет человеку любую сущность. В работе «О недостоверности и тщете всех наук и искусств» (De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium, 1531) Агриппа под влиянием христианского гуманизма Пика делда Мирандолы и Эразма Роттердамского призывал вернуться к простоте изначального учения христианской церкви и подвергал критике претензии тогдашней учености на установление каких-либо обоснованных разумом или опытом положений в качестве незыблемых, абсолютных истин.
Соч.: Opera omnia, s. l, 1600—1605; Оккультная философия. M., 199I; О сокровенной философии.—В кн.: Чаша Гермеса. М., 1996, с. 262-272.
Лит.: Брюсов В. Я. Огненный ангел, М., 1993; Orsier J. Henri Comelis Agrippa. P., 1911; NwertCh. G. Agrippa and the crisis of Renaissance thought. Urbana, 1965.
О. Ф. Кудрявцев

Источник: Новая философская энциклопедия

АГРИППА
АГРИППА (???????) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. ?????? - способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88-89), 1-й троп А. говорит о наличии разногласий между людьми (? ??? ??? ????????? [??????]): «Что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й - об уходе доказательства в бесконечность (???? ??????? ????????): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й - об относительности познания (? ??? ??? ???? ??): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й - о гипотетическом характере знания (? ?? ?????????): «исходные начала приходится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противоположное»; 5-й - о круге в доказательстве (? ??´ ???????): «то, что нужно исследовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого предмета». Пять скептических тропов несколько более подробно излагаются у Секста Эмпирика (Sext. Pyrrh. I 164-177), сокращением изложения которого является текст Диогена. Последовательность тропов и их содержание в обоих источниках почти идентичны; отличие имеется в описании 3-го тропа: у Диогена речь идет о соотнесенности предмета познания с другими предметами, у Секста - о соотнесенности предмета познания с познающим, которому он может являться то так, то иначе (I 167).     Между тем характер упоминания об А. у Диогена оставляет сомнения в реальном существовании скептика Агриппы. Диоген пишет о неких «последователях Агриппы» (?? ???? ????????), однако имени А. нет в преемстве поздних пирронистов (IX 116, от Энесидема до Секста Эмпирика и Сатурнина); зато он упоминает о книге «Агриппа» некоего Апеллеса (IX 106) - в ряду представителей младшего поколения учеников Энесидема, вместе с Антиохом Лаодикейским, учеником Зевксида. Секст Эмпирик также не упоминает имени ?., а пять скептических тропов приписывает традиции «младших скептиков» (?? ???????? ?????????, ? 164; возможно, именно Зевксиду, Антиоху и Апеллесу).     Лит.: Richter R. Die erkenntnistheoretischen Voraussetzungen des griechischen Skeptizismus, -PhStud20,1902, S. 246-299; Chatzilysandros ?. ?. Geschichte der skeptischen Tropen. M?nch., 1970; Annas J., Barnes J. The Modes of Scepticism. Camb., 1985; Caujolle-Zaslawsky F. Agrippa, - DPhA I, 1989, p. 71-72. См. тж. общ. лит. к ст. Скептицизм.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

АГРИППА
греч. ????????, лат. Agrippa) (1–2 вв.) – древнеримский философ, представитель позднейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесидемом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 "тропам воздержания" (аргументам против возможности постижения истины) Энесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же 5 тропов излагал и Секст Эмпирик ("Пирроновы положения", рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках. Первый троп – "о противоречии", когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается вывод о необходимости вообще воздерживаться от суждения по данному вопросу. Второй троп – "об удалении в бесконечность", когда оказывается, что одно суждение основывается на другом, другое – на третьем, третье – на четвертом и т.д. Третий троп – "об относительности" – сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь определенным. Четвертый троп – "о предположении", когда исходят из какого-нибудь недоказуемого предположения с целью избежать "удаления в бесконечность". Наконец, пятый троп – "о взаимной доказуемости" (в совр. терминологии "предвосхищение основания" – petitio principii, см. Логические ошибки). Этими пятью тропами Р. стремился доказать пессимистич. мысль скептиков о необходимости воздержания от суждений, т.к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. момент, направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 38, с. 296). Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 293–97; История философии, т. l, [M.], 1940, с. 359–60; Рихтер Р., Скептицизм в философии..., т. 1 СПБ, 1910; Zеller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 47–49. А. Лосев. Москва. II (Agrippa) Н е т т е с х е й м с к и й (Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кельна) (14 сент. 1486 – 18 февр. 1535) – нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое свободомыслие преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл процесс женщины, обвинявшейся инквизицией в колдовстве. В соч. "О сокровенной философии" ("De occulla philosophie libri III"), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531–33, А. попытался изложить учение о магии, основанное на представлении о всеобщей связи вещей. В соч. "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" ("De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium", 1530) A. подвергал критике тогдашние науки и "искусства" (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в индекс запрещенных книг. Большой историко-культурный интерес представляет переписка А. Противоречивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе "Огненный ангел". Соч.: Opera, t. l–2, Lyon, 1660. Лит.: Opсье Ж., Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в.. пер. [с франц.], М., 1913; Prost ?., Les sciences et les arts occultes au XVI si?cle. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres, v. 1–2, P., 1881–82. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • НЕТТЕСХЕЙМ Агриппа

    род. 14 сент. 1486, Кельн - ум. 18 февр. 1535, Гренобль) - нем. писатель, врач и философ. В своем соч. "De occulta philosophia" (1510) проповедовал неоплатоническую философию, пронизанную алхимией, астрологией, магией и кабб
  • НЕТТЕСГЕЙМ Агриппа

    (Агриппа Неттесгеймский) (Agrippa von Nettesheim) — писатель, врач и философ; р. 14.9.1486 (Кёльн) — ум. 18.2.1535 (Гренобль); в своем сочинении «De occulta philosophia» (1510) проповедовал неоплатоническую философию, пронизанную ал
  • Агриппеи

    Под этим именем Геродот называет народ, живший около Каменных гор (предполагают – Уральских). Так как Геродот описывает их плешивыми, т. е. брившими головы, и плосконосыми, то Карамзин высказал дог