АГРИКОЛА
А. Faust. Die Dialektik R. A.s, in: Arch. Gesch. Philos. 34 (1922); C. Vasoli. Dialettica e retorica in R. A., in: Accademia toscana di scienze lettere, 22 (1975).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
(Agricola, Johапп, са. 14941566). Теолог, пастор и преподаватель, Агрикола (наст, фамилия Шнайдер или Шниттер) родился в Эйслебене через десять лет после того, как там родился Мартин Лютер. В 1515 г., желая учиться у Лютера, он отправился в Виттенберг и оставался там десять лет. Агрикола был рядом с Л ютером, когда тот в 1517 г. опубликовал "Девяносто пять тезисов", и в 1520г., когда Лютер сжег папскую буллу о своем отлучении от Церкви. В 1519 г. Агрикола был секретарем Лютера на Лейпцигском диспуте. В 1525 г. Лютер послал Агриколу во Франкфурт, чтобы оказать помощь местным реформаторам. Однако позже Агрикола вернулся в Эйслебен, где занял место пастора и учителя. В 1536 г. по приглашению Лютера он опять приехал в Виттенберг, где преподавал теологию. Он поставил свою подпись под Шмалькальденскими статьями 1537 г. и участвовал в составлении Аугсбургского интерима 1548 г. Именно во время вторичного пребывания в Виттенберге Агрикола стал инициатором первой крупной полемики, разгоревшейся среди лютеран, т.н. Антиномистском споре. Причины ее отчасти усматривают в тяжелом характере Агриколы, крый в разные годы ссорился с Филиппом Меланхтоном, Иоганном Бугенхагеном и Юстом Ионасом. Его легкомысленная самоуверенность и упрямство во всем, что касалось теологической проблематики, лишь создавали дополнительные трудности. Однако главная причина конфликта между Агриколой и Лютером состояла в том, что они поразному понимали взаимосвязь в.3. закона и Евангелия. Антиномистский спор длился,с перерывами,с 1537 по 1540 г. В 1540 г. Агрикола, к?рому грозило обвинение в ереси, поспешно оставил Виттенберг и переехал в Берлин, где стал придворным проповедником курфюрста Иоахима II Бранденбургского. Агрикола доказывал, что людям достаточно знать о жертве, крую Христос принес во искупление их грехов, а проповедь закона тогда не нужна, даже вредна. На что Лютер отвечал: хотя тяжесть жертвы, принесенной Христом, и свидетельствует о неизмеримости человеческого греха, закон все же следует настойчиво проповедовать и указывать людям на их грехи, опираясь при этом на закон. Агрикола и Лютер написали несколько работ, где, защищая свои взгляды, резко критиковали друг друга. По крайней мере трижды Агрикола приносил официальное раскаяние, однако спор так и не был окончательно разрешен. Сейчас, в ретроспективном видении, позиция Агриколы представляется не столь крайней, как ее оценивал Лютер. Хотя Агрикола в конце концов вернулся на позиции, крые большинство считало безусловно ортодоксальными, Лютер до последнего дня так и не простил его. Агрикола же умер в убеждении, что Лютер его просто не понял. R.D. linder (пер. Ю.Т.) См. также: Антиномизм; Лютер, Мартин.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
; голл.: Хейсман (Huysman) Родольф (23 августа 1443 или 1444, Бафло— 27 октября 1485, Гейдельберг) — один из основателей гуманистического движения в Германии. В:его воззрениях прослеживается влияние идей итальянского Возрождения, прежде всего гуманизма Флорентийской академии и Феррарской школы, религиозно-моральной концепции Девентерской школы «нового благочестия», а также схоластической традиции Парижского университета. Большое внимание уделял изучению древних языков и переводу на классическую латынь античных и раннехристианских текстов. Рассматривал философию в качестве свода гуманистического знания, включая в ее состав физику, этику и логику; подчеркивая первостепенную роль познания свойств телесного мира, основной задачей философии считал не столько подтверждение постулатов богословия, сколько обнаружение «правильного пути жизненного поведения». В работах «Три книги о диалектическом методе определения» (De inventione dialectica libri III, 1480) и «О построении изучения» (De formando studio, 1484) стремился к антисхоластической трактовке логики, диалектики и риторики, чьи задачи он усматривал в установлении правильного метода познания и определения вещей, основанного на здравом человеческом рассудке, верных способов выражения мыслей, рассуждения и ведения спора, а также самовыражения личностью своего индивидуального внутреннего мировосприятия. В связи с этим Агрикола придавал большое значение не только языку и логике, но и владению навыками поэтического и художественного творчества. Оказал большое влияние на поздних представителей гуманизма, в т. ч. Эразма Роттердамского, а также на Ф. Меланхтона.
Соч.: Opera omnia, vol. I—II; Colonia, 1539; Allen P. S. The letters of Rudolf Agricola.—«English Historical. Revue», 1906, vol. XXI; In laudem philosophiae et... «Archiv fur die Geschichte der Philosophie». (B.), 1922, Bd. 34.
Лт.: Гейгер Л История немецкого гуманизма. СПб., 1899; Немилое А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979; Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981; Ihm G. Der Humanist Rudolf Agricola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1—2. Padeborn, 1893; feilten H. E. f. V. van der. Rudolphus Agricola... Leiden, 1911; Faust A. Die Dialektik Rudolf Agricolas.—«Archiv fur die Geschichte der Philosophie», Bd. 34, 1922, S. 118—135; Ruppfich Я. Die Fruhzeit des Humanismus und der Renaissance in Deutschland. Lpz., 1938; Spits: L. W. The religious Renaissance of the German humanists. Cambr., 1963; Entner H. Fruhhumanismus und Schultradition in Leben und Werk des Wanderpoeten... Literarhistorische Studie mit einem. Anhang unbekannter Texte. B., 1968; Rupprich H. Vom spaten Mittelalter bis zum Barock. Das ausgehende Mittelalter, Humanismus und Renaissance (1370-1520), Bd. l. Munch., 1970.
В. А. Жучков
Источник: Новая философская энциклопедия