АГРИКОЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АГРИКОЛА
(Agricola) Рудольф — гуманист; p. 23.8.1443 (Бафло, близ Гронингена) — ум. 27.10. 1485 (Гейдельберг); известен своей острой критикой схоластики, а также тем, что дал образец нового духовного стиля гуманизма, благодаря чему оказал большое влияние на последующих гуманистов, и в особенности на Меланхтона. Работы Агриколы вышли в свет в 1539 в Кёльне (2 т., изд. Алардуса).
А. Faust. Die Dialektik R. A.s, in: Arch. Gesch. Philos. 34 (1922); C. Vasoli. Dialettica e retorica in R. A., in: Accademia toscana di scienze lettere, 22 (1975).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АГРИКОЛА
Agricola), Г ю и с м а н; голл. X е й с м а н (Huysman), Рудольф (февраль или август 1443 – 27 или 28 окт. 1485) – гуманист и философ. Родился в Бафло, близ Гронингена (Голландия), учился в Голландии и Германии. В 1468–79 жил в Италии. Переехав в Германию, развил энергичную деятельность по распространению гуманистич. идей. В своих публичных лекциях в Гейдельберге и Вормсе, в многочисл. письмах и стихах А. резко нападал на схоластику и призывал к утверждению науч. метода, основанного на здравом смысле. Борьбе со схоластикой посвящено его соч. "О диалектическом нахождении" ("De inventione dialectica", 1480). Другое его соч. "О построении изучения" ("De formando studio", 1484) считалось в свое время сводом гуманистич. педагогич. знаний. В этом же произведении А. утверждал, что изучение философии (в к-рую он включал и физику) является лучшим средством распространения образования; требовал, чтобы лат. яз. всегда пояснялся немецким. Соч.: In laudem philosophiae et reliquarum artium oratio, "Arch. Geschichte Philos.", В., 1922, Bd 34; Lucubrationes..., Bd 1, Coloniae, 1539. Лит.: Ihm G., Der Humanist Rudolf Agrikola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1–2. Paderborn, 1893; Velden H. E. J. M. van der, Rudolphus Agricola..., Leiden, 1911; Faust A., Die Dialektik Rudolf Agricolas, "Arch. Geschichte Philos.", В., 1922. Bd 34; Prantl C., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 4, B.. 1957, S. 167–69. M. Смирин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Агрикола

(Agricola, Johапп, са. 14941566). Теолог, пастор и преподаватель, Агрикола (наст, фамилия Шнайдер или Шниттер) родился в Эйслебене через десять лет после того, как там родился Мартин Лютер. В 1515 г., желая учиться у Лютера, он отправился в Виттенберг и оставался там десять лет. Агрикола был рядом с Л ютером, когда тот в 1517 г. опубликовал "Девяносто пять тезисов", и в 1520г., когда Лютер сжег папскую буллу о своем отлучении от Церкви. В 1519 г. Агрикола был секретарем Лютера на Лейпцигском диспуте. В 1525 г. Лютер послал Агриколу во Франкфурт, чтобы оказать помощь местным реформаторам. Однако позже Агрикола вернулся в Эйслебен, где занял место пастора и учителя. В 1536 г. по приглашению Лютера он опять приехал в Виттенберг, где преподавал теологию. Он поставил свою подпись под Шмалькальденскими статьями 1537 г. и участвовал в составлении Аугсбургского интерима 1548 г. Именно во время вторичного пребывания в Виттенберге Агрикола стал инициатором первой крупной полемики, разгоревшейся среди лютеран,  т.н. Антиномистском споре. Причины ее отчасти усматривают в тяжелом характере Агриколы, крый в разные годы ссорился с Филиппом Меланхтоном, Иоганном Бугенхагеном и Юстом Ионасом. Его легкомысленная самоуверенность и упрямство во всем, что касалось теологической проблематики, лишь создавали дополнительные трудности. Однако главная причина конфликта между Агриколой и Лютером состояла в том, что они поразному понимали взаимосвязь в.3. закона и Евангелия. Антиномистский спор длился,с перерывами,с 1537 по 1540 г. В 1540 г. Агрикола, к?рому грозило обвинение в ереси, поспешно оставил Виттенберг и переехал в Берлин, где стал придворным проповедником курфюрста Иоахима II Бранденбургского. Агрикола доказывал, что людям достаточно знать о жертве, крую Христос принес во искупление их грехов, а проповедь закона тогда не нужна, даже вредна. На что Лютер отвечал: хотя тяжесть жертвы, принесенной Христом, и свидетельствует о неизмеримости человеческого греха, закон все же следует настойчиво проповедовать и указывать людям на их грехи, опираясь при этом на закон. Агрикола и Лютер написали несколько работ, где, защищая свои взгляды, резко критиковали друг друга. По крайней мере трижды Агрикола приносил официальное раскаяние, однако спор так и не был окончательно разрешен. Сейчас, в ретроспективном видении, позиция Агриколы представляется не столь крайней, как ее оценивал Лютер. Хотя Агрикола в конце концов вернулся на позиции, крые большинство считало безусловно ортодоксальными, Лютер до последнего дня так и не простил его. Агрикола же умер в убеждении, что Лютер его просто не понял. R.D. linder (пер. Ю.Т.) См. также: Антиномизм; Лютер, Мартин.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АГРИКОЛА

; голл.: Хейсман (Huysman) Родольф (23 августа 1443 или 1444, Бафло— 27 октября 1485, Гейдельберг) — один из основателей гуманистического движения в Германии. В:его воззрениях прослеживается влияние идей итальянского Возрождения, прежде всего гуманизма Флорентийской академии и Феррарской школы, религиозно-моральной концепции Девентерской школы «нового благочестия», а также схоластической традиции Парижского университета. Большое внимание уделял изучению древних языков и переводу на классическую латынь античных и раннехристианских текстов. Рассматривал философию в качестве свода гуманистического знания, включая в ее состав физику, этику и логику; подчеркивая первостепенную роль познания свойств телесного мира, основной задачей философии считал не столько подтверждение постулатов богословия, сколько обнаружение «правильного пути жизненного поведения». В работах «Три книги о диалектическом методе определения» (De inventione dialectica libri III, 1480) и «О построении изучения» (De formando studio, 1484) стремился к антисхоластической трактовке логики, диалектики и риторики, чьи задачи он усматривал в установлении правильного метода познания и определения вещей, основанного на здравом человеческом рассудке, верных способов выражения мыслей, рассуждения и ведения спора, а также самовыражения личностью своего индивидуального внутреннего мировосприятия. В связи с этим Агрикола придавал большое значение не только языку и логике, но и владению навыками поэтического и художественного творчества. Оказал большое влияние на поздних представителей гуманизма, в т. ч. Эразма Роттердамского, а также на Ф. Меланхтона.
Соч.: Opera omnia, vol. I—II; Colonia, 1539; Allen P. S. The letters of Rudolf Agricola.—«English Historical. Revue», 1906, vol. XXI; In laudem philosophiae et... «Archiv fur die Geschichte der Philosophie». (B.), 1922, Bd. 34.
Лт.: Гейгер Л История немецкого гуманизма. СПб., 1899; Немилое А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979; Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981; Ihm G. Der Humanist Rudolf Agricola, sein Leben und seine Schriften, Lfg 1—2. Padeborn, 1893; feilten H. E. f. V. van der. Rudolphus Agricola... Leiden, 1911; Faust A. Die Dialektik Rudolf Agricolas.—«Archiv fur die Geschichte der Philosophie», Bd. 34, 1922, S. 118—135; Ruppfich Я. Die Fruhzeit des Humanismus und der Renaissance in Deutschland. Lpz., 1938; Spits: L. W. The religious Renaissance of the German humanists. Cambr., 1963; Entner H. Fruhhumanismus und Schultradition in Leben und Werk des Wanderpoeten... Literarhistorische Studie mit einem. Anhang unbekannter Texte. B., 1968; Rupprich H. Vom spaten Mittelalter bis zum Barock. Das ausgehende Mittelalter, Humanismus und Renaissance (1370-1520), Bd. l. Munch., 1970.
В. А. Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия