Агон
Агон
греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.
Агон
греч. agon) — состязание, борьба, спорт, опасность, соревнование, соперничество, пронизывающие все сферы жизни древних греков: военную, спортивную, культурную, политическую, судебную. Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на уровне повседневном, в отношениях между поселянами. Так что Гесиод не без основания писал: «сосед соревнует соседу...» Конечно, отношения соперничества были свойственны и проявлялись прежде всего в сфере военной: «... вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства». Военные сражения и связанные с ним жестокости во многом объясняют дух соперничества. Но с не меньшим накалом проходили у греков спортивные состязания. В ходе Олимпийских игр проводилось состязание поэтов, драматургов и т. д. А почести, которые воздавались победителям, расценивались как божественные. Политическая борьба нередко сопровождалась изгнанием противников за пределы города, а установление тирании вело к ее свержению. Даже в «конституционный» период после проведения ряда реформ, в Афинах существует например, обычай «остракизма» - изгнания неугодных лиц путем всеобщего голосования черепками керамики - удобный случай выразить свое недовольство, нанести удар сопернику. Известный эллинист Феохарий Кессиди отмечает, что «отличительные черты характера древних эллинов, прежде всего афинян,- это «агональный» (состязательный, полемический) дух во имя стяжания славы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой явились греческая демократия и победа эллинов над персидским колоссом, а также ориентация на «созерцательную жизнь» как на наилучшую форму жизни и деятельности. Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако дух соперничества является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Полопоннеская война - яркий тому пример». В этой яркой характеристике древнегреческой культуры выражена вся суть атональности: постоянное соперничество, неуспокоенность, но и, как следствие этого, постоянное социальное обновление, социальная и политическая нестабильность . В характеристике «человека агонального», использовав выражение известного культуролога Якоба Буркхардта, агональное начало рассматривается как «движущая сила» (Triebkraft) в действиях личности. Главное ее проявление — стремление победить, победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не нарушая установленных правил (игры по правилам). В противном случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны. Но, как отмечает Я. Буркхардт, в этом и состояла цель жизни каждого грека. Отсюда вытекает необычное честолюбие греков, стремление любой ценой достичь славы и известности, даже если это печальная слава Герострата, сжегшего прекрасный храм Артемиды Эфесской. Здесь нарушены «правила игры», и поэтому решение было соответствующее — «забыть Герострата»: под страхом смерти было запрещено произносить его имя. В повседневной жизни греки все делали для отстаивания своего мнения и достижения славы, яростно споря и противопоставляя каждому тезису антитезис. Не случайно в вопросах управления городом каждый из граждан подает совет. Вот этот эффект «политической равноодаренности» граждан и «умения жить сообща» и объясняет тайны греческой агонистики и ее направленности на достижение калакогатии (см. ст. калакогатия). Итак, агонистика - это показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории. Следует добавить, что элементы агональной культуры прочно вошли в фундамент европейской культуры. Это - права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо» и т. д. С этим же связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности, прав авторства и запрет на плагиат и т. д., а также ориентация на «теорийный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии, которые вобрали в себя и пафос, и конкретные элементы агонистики.
Источник: Человек и общество. Культурология