Агнец Божий

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Агнец Божий
В христианской, особенно в католической, символике «агнец божий (agnus dei) один из непреложных символов христианства. Его также полагают одним из аллегорических изображений самого Христа; таким образом, это символ чистоты, невинной, непорочной жертвы. Аллегорически он представляет любые чистые помыслы, справедливого, святой жизни человека или праведника.

Источник: Православный церковный словарь.

АГНЕЦ БОЖИЙ
“Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1: 29) – Иисус Христос, Глава Церкви, Пастырь Добрый, “Хлеб жизни, приходящий с небес” (Ин. 6: 32–35).
Заклание Агнца, отдание Богом Отцом в жертву Сына своего единородного, является ключевым моментом православного вероисповедания.
Вообще слово “агнец” в древнерусском языке означало “ягненок”. На греческом языке “агнец” – amnos; но греческое слово agnos означает – чистый, непорочный. Возможно, именно ассоциация, возникшая из сложения agnos amnos, и задает восприятие слова “агнец” как чистого и непорочного существа. Именно такую жертву следовало приносить Богу по ветхозаветному обычаю, начиная с того момента, когда ангел Господень заменил на авраамовом жертвеннике Исаака ягненком. Господь же, наоборот, в ознаменование своей полной и нелицеприятной любви к своему творению – человеку, заменяет ягненка Сыном своим единородным. Это Агнец Божий.
Начиная с этой жертвы, согласно христианскому учению, людям открылся прямой путь к спасению от смерти и от мук ада. Невозможно исчислить всего того количества уроков, которые преподал людям Бог Отец этой жертвой, а Иисус Христос принятием крестных мук. Однако главное все таки заключается в том, что с момента появления в мире Истинного Бога и истинного человека Иисуса Христа, именно с этого уникального события, история человечества приобрела прямолинейное направление, и каждый человек после распятия и Воскресения Сына Божьего во все мгновения своей жизни стоит теперь перед выбором – грешить или не грешить (в отличие от ветхозаветного времени, когда человек не мог не грешить), и в приуготовлении к тем временам, которые наступят после второго пришествия Христа, когда человек уже не сможет грешить. “Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола” (1 Ин. 3, 5–8). “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” (Ин. 10: 9, 11).

Источник: Православие. Основные понятия.

Агнец Божий
(Lamb of God).
В НЗ Иисус назван Агнцем Божьим дважды, и каждый раз Его так называет Иоанн Креститель (Ин 1:29,35). Слово amnos ("агнец ")встречается в Деян 8:32; 1 Пет 1:19 и в Ис в переводе LXX (53:7). Поэтому можно считать, что слова Иоанна Крестителя о ХристеМессии и Агнце Божьем, взявшем на себя грехи мира, восходят к Ис 53. Перед этим Иоанн Креститель цитирует Ис 40, т.е. он постоянно обращается к этой книге. Еще до всякой полемики с христианами, вынудившей еврейских комментаторов искать другие толкования, агнца из Ис 53 отождествляли с Мессией как слугой Божьим. Это тождество Мессии с Агнцем Божьим было очевидно для Иоанна Крестителя(Ин 1:20,23,29).
Притяжательная форма прилагательного в сочетании "Агнец Божий" особым образом связывает Христа с Богом в акте искупления. Он становится жертвой, отданной Богу, и жертвой, предусмотренной Богом. Он несет грех мира и искупает его, взяв на себя. "Господь возложил на Него грехи всех нас", "как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих "(Ис 53).
Некрые ученые видят в словах Иоанна Крестителя об агнце аллюзию на Исх 12, поскольку в них нет искупительного смысла, тогда как другие опровергают эту ссылку на том же основании. Однако далеко не очевидно, что пасхальная жертва не имеет никакого искупительного смысла (слова из Исх 12:13 доказывают обратное: "И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас..."). Пасхальная жертва  главная в системе жертв. Поэтому пасхальная аллюзия представляется вполне возможной когда Иоанн Креститель проповедовал, приближалась Пасха (Ин 2:1213), а после нее Господь был опознан (Ин 19:36; ср. 1 Кор 5:7). Т.о., пророчества из Ис 53:7 и Исх 12 сливаются. Они не противоречат, а дополняют друг друга. " Все новозаветные высказывания об Агнце Божием взяты из этого пророчества (Ис 53:7), где немая Пасха обретает дар речи" (А.Ф. Делицш). Все идеи, связанные с Агнцем Божьим, воеходят к в.з. откровению. Из них можно создать стройную картину, как это и происходит в НЗ. В Быт говорится о необходимости агнца: Авель принес от первородных стада своего (ср. Евр 9:22); в Исх  о его силе: косяки, обрызганные кровью(ср. Откр 7:14; 1 Пет 1:12); в Лев агнец должен быть чистым и непорочным (ср. 1 Пет 1:19); в Ис подчеркивается личность агнца: Агнец слуга Божий (Ин 1:29; Откр 5:1213). Поэтому этот образ отличается не просто "кротостью и снисхождением Христовым" (2 Кор 10:1), но имеет сакральный смысл (ср. Откр 5:6,12; 13:8).
В Откр агнец (arnion ) упоминается восемь раз, он символизирует Христа и объединяет две идеи  искупления и царственности. С одной стороны, здесь встречаются такие утверждения, как: Агнец закланный (5:6,12); они "омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца" (7:14); они "победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти ", они "написаны у Агнца в книге жизни" (21:27). Здесь подчеркивается искупительное дело Христа, Агнца Божьего. С другой стороны, с ним связана идея всемогущества. Закланный Агнец имеет власть взять книгу и снять печати (5:67). В Откр упоминается гнев Агнца (6:16); Агнец является среди престола (7:17); престол на небе  это престол Бога и Агнца (22:1,3); нечестивые ведут брань с Агнцем, но Агнец победит(17:14). Общий термин "Агнец" объединяет две идеи  победительной силы и искупительного страдания. В самом сердце владычества Божьего присутствует жертвенная любовь.
H.D. McDonald (пер. А. К.) Библиография: С.Н. Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel; L. Morris, The Apostolic Preaching of the Cross.

Источник: Теологический энциклопедический словарь