АГИНСКИЙ ДАЦАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АГИНСКИЙ ДАЦАН
буддийский монастырь в Агинском автономном округе Читинской области, основанный в 1816 г. и действующий до сих пор (закрывался с 1938 по 1946 гг.); помимо главного имел семь малых храмов, которые частично разрушились при советской власти и ныне восстанавливаются. Монастырь известен тем, что в нём ежедневно по 4 раза совершается служба Арья-Бале (Авалокитешваре). В XIX в. здесь активно изучалась тибетская медицина, готовились десятки лам-лекарей, лечивших бурятское население, а в 1861 г. открылся буддийский университет (цаннит). Кроме того, в дацане работала печатня тибетских и монгольских текстов, в которой ксилографическим способом были отпечатаны труды по буддийскому Законоучению, медицине, логике, астрологии, тантре и др. В этой печатне хранилось свыше 47 тысяч досок с вырезанными на них текстами. А. д. был одним из крупнейших в России, в 1919 г. в нём состояло 950 лам, ныне их — несколько десятков.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

АГИНСКИЙ ДАЦАН
тиб название — Даши Лхундублинг) — ламаистский монастырь в Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламой Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) — Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось 7 малых сумэ в честь сл. богов пантеона — Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно 4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная от ширетуя (настоятеля) до нештатного гелунга. В обычные дни обряд отправляли 1—2 гелунга, в празд. - 8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось 60 лам - лекарей, велось изучение медицины. С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко за пределами Бурятии славилась и печатня А. д., в к-рой хранились 47 525 ксилографических досок с тиб. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками и культовыми изображениями. В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая лит-ра, словари, справочники на бур. и монг. языках. В кон. 30-х гг. 20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы в светских целях (в гл. храме в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново, в нем действует 1 храм, живет ок. 20 лам. Л. Л. Абаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь