АФРОДИТА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АФРОДИТА
(Aphrodite) - по религ. представлениям древних греков - богиня любви и женской красоты. Ей соответствует римская Венера. Согласно мифу, она родилась из морской пены (греч. aphros - пена). Особое очарование приписывалось ее поясу. Подобно Астарте и иным др.-вост. женским божествам, А. была олицетворением производит, сил природы.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АФРОДИТА
в др.-греч. мифологии богиня любви и женской красоты. Согласно одной версии, А. — дочь Зевса и океаниды Дионы, согласно второй — возн. из морской пены. А. почиталась как богиня плодородия, дающая земле изобилие, вечную весну и жизнь, как богиня гор и моря, богиня браков и родов. Постоянным спутником А. является ее сын — Эрот.

Источник: Атеистический словарь

Афродита
В древнегреческой мифологии богиня красоты и любви; согласно более ранней легенде, родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала пену; по поздней версии, Афродита – дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста, от любовной связи с Аресом Афродита родила Эрота (Эроса), Деймоса, Фобоса и Гармонию, с Гермесом – Гермафродита, со смертным Анхисом – Энея, родоначальника римлян. Сочетание с Адонисом говорит в пользу представления о ней как о материнском божестве, что роднит ее с семитской Астартой. В греческой литературе Афродита главным образом символизирует любовь и сексуальное желание.
В «Илиаде» она помогает Парису похитить Елену.
Афродита безжалостна к тем, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс).
Платон противопоставлял Афродиту Уранию («небесную», согласно раннему мифу) Афродите Пандемос («всенародной»).
Многочисленные античные скульптуры богини любви дошли до нас как в оригиналах («А. Киренская» и «А. Милосская»), так и в копиях («А. Книдская» и «А. Косская» Праксителя).
См. также Венера.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Афродита
в греческой мифологии богиня любви и красоты. Она обладала космической силой, реализующейся в мощной, пронизывающей все существующее любви. Она дает всему земному изобилие, является доброй спутницей мореплавателей, богиней браков и родов. В Греции был развит культ Афродиты, имелось много храмов, посвященных ей (в Беотии, Мессении, на Крите, в Спарте). Она почиталась в Малой Азии, в Сирии. В Риме она получила название Венеры. Афродита представлена в искусстве как никакая другая богиня. До нас дошло несколько скульптур Афродиты и многие десятки всевозможных копий. Наиболее известны работы Праксителя и Лисиппа. Известен сюжет «Суд Париса», где богиня изображается с Гефестом, Еленой и Менелаем при их встрече после окончания Троянской войны. В эпоху Возрождения художники больше обращались к римскому имени богини — Венера. Ей посвящали свои полотна такие великие художники, как Джорджоне, Тициан, Рембрандт, Рубене, Веласкес, Фальконе и другие. Использовался образ Афродиты и в литературе, и в музыке (оперы Ф. Сакрати, П. Коласа, А. Кампра и другие).

Источник: Человек и общество. Культурология

АФРОДИТА
Греческая богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы (или родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену). Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, прославлялась как дарующая земле изобилие, спутница и добрая помощница в плавании, богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
Афродита также считалась богиней гетер. Среди олимпийских богов Афродита — игривое божество любви, супруга бога-кузнеца Гефеста. Любви Афродиты домогались Посейдон и Арес. Сыном Афродиты от Гермеса считался Гермафродит.
Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствовала героям, но это покровительство распространялось только на сферу любви. Она обещала Парису любовь Елены, пыталась вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса и т. д.
В «Одиссее» рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобожденные Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.
Атрибут Афродиты — пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все».
Платон в «Пире» противопоставил Афродиту Уранию («небесную») Афродите Пандемос («всенародной»).
Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Павсаний упоминает храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной.
Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции и на островах. Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе) и в Сирии (в Библе).
В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Афродита
греч.)  – богиня красоты и чувственной любви. Существуют две версии ее рождения: по более поздней, А. – дочь Зевса и океаниды Дионы; по старым мифам, А. родилась из морской пены, образованной каплями крови с гениталий оскопленного Кроносом Урана (по народной этимологии имя А. выводилось из греческого слова «афрос» – пена и означало «пенорожденная»). Любовной власти А. подчиняются люди и боги, ей неподвластны только целомудренные богини Афина, Артемида и Гестия. А. всегда в роскошных одеждах и украшениях, среди цветов и зелени, в сопровождении прекрасных нимфахарит. Мужем А. является хромоногий Гефест, искусный кузнец и самый некрасивый из богов. А. нередко изменяет мужу – по одной из легенд, он сковал волшебную сеть и поймал в нее свою супругу во время свидания с Аресом, чтобы выставить их на посмешище остальным богам. Ее связи с Аресом приписывают появление Эроса, Фобоса, Деймоса и Гармонии. От ее связи с Гермесом родился сын Гермафродит. Эней, постоянно пользовавшийся покровительством А., считается ее сыном от Анхиса. А. помогает влюбленным, способствует любовным связям, покровительствует героям в любви. Косвенно явилась причиной Троянской войны, пообещав присудившему ей яблоко Парису самую красивую женщину. В Троянской войне А. выступает на стороне троянцев, помогая своему любимцу Парису и своему сыну Энею. Одним из наиболее известных мифов является ее любовь к прекрасному юноше Адонису, погибшему от клыков дикого кабана, насланного Артемидой. Из-за Адониса А. поссорилась с Пер-сефоной, пока их спор не разрешил Зевс, постановивший, что часть года Адонис должен проводить в подземном царстве с Персефоной, а остальное время на земле с А. Будучи богиней свободной любви, А. жестоко наказывает тех, кто презирает любовь. Она покарала Нарцисса, внушив ему такую любовь к себе, что он превратился в цветок, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом. А. считалась покровительницей продажных женщин. В Коринфе жрицы А., жившие при храме, несли служение богине, отдаваясь за деньги. Первоначально это было религиозным актом, жертвой богине любви, и происходило в ее храме, а деньги шли в сокровищницу храма. Священными животными А. считались дельфин, воробей, голубь и заяц. Из плодов и растений А. были посвящены мирт, роза, мак и яблоко. Постоянным атрибутом А. был чудесный пояс, в котором крылась тайна ее обаяния. А. изображали красивой молодой женщиной: в древнем искусстве – в длинном ниспадающем одеянии, позднее – полунагой или обнаженной.

Источник: Мифологический словарь

АФРОДИТА

Богиня любви и красоты. Имеет малоазийское происхождение. Существуют две версии происхождения богини: согласно одной (поздней) она – дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греч. «пена») и одного из ее прозвищ Анадиомена – «появившаяся на поверхности моря». Гесиод говорит, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она – богиня браков и даже родов, а также «детопитательница», Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоноассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется в сопровождении свиты диких зверей – львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богинейматерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Мужем А. является Гефест – самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей – Геру и Афину. Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» – спутники Ареса) и Гармония. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза. А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея – своего сына от возлюбленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона. А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Был храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах – Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. – Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике – прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе).

Источник: Словарь греческой мифологии



Найдено схем по теме — 1