лат. afficere— причинять) — термин Канта, означающий способность предмета воздействовать на органы чувств. В понятии “А.” нашел выражение материалистический момент в кантианстве: Кант признавал, что чувственные наглядные представления возникают в результате воздействия “вещей в себе” на органы чувств. Это понятие противостоит в кантовской системе понятию трансцендентальной апперцепции. Несмотря на А., вещи. по Канту, остаются непознаваемыми. Это понятие подвергалось критике со стороны неокантианцев и всех тех, кто превращал кантианство в последовательный идеализм.
АФФИЦИРОВАНИЕ
АФФИЦИРОВАНИЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
АФФИЦИРОВАНИЕ
нем. Affiziemng, от лат. afficere— причинять, действовать—понятие кантовской философии, означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологических разграничений, Кант по сути говорит о двух видах аффицирования. С одной стороны, это воздействие вещей в себе (трансцендентальных предметов) на априорные формы чувственности, пространство и время (в последнем случае речь идет о самоаффицировании, которое, правда, осуществляется не только «снизу», со стороны трансцендентального субъекта, но и «сверху», со стороны апперцепции). Результатом воздействия со стороны трансцендентального объекта является феноменальный мир модификаций «первичных качеств», многообразие внешнего чувства, в состав которого входят физические объекты (среди них есть и тела, наделенные органами, чувств). Воздействие этих пространственных объектов на органы чувств, к примеру, посредством света, представляет собой второй вид аффицирования, результатом которого оказываются «явления явлений» как непосредственные объекты эмпирического сознания. Различение Кантом двух видов аффицирования прямо подтверждается разведением им физических и трансцендентальных вещей в себе, а также указанием на неправомерность аналогии между пространством и такими субъективными качествами, как цвет и вкус.
В. В. Васильев
В. В. Васильев
Источник: Новая философская энциклопедия
аффицирование
АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficere — действовать, воздействовать, причинять) — восходящее к схоластике понятие, означающее воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия. Большинство мыслителей проводило различение между внешним и внутренним А. Так, Декарт истолковывал его как воздействие вещей на чувства и возбуждение в них определенных движений, в связи с чем различал в своем учении об аффектах восприятия, относящихся к внешним предметам, к нашему телу и к нашей душе (см.: Декарт Р. Соч.: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 492—493). Тем не менее под влиянием некоторых кантовских интерпретаций более известна трактовка А. как внешнего воздействия. Кант связывал А. с чувственностью, дающей нам предметы, с рецептивностью, и противопоставлял его спонтанности человеческого рассудка или интеллектуальному созерцанию Бога: «Созерцание имеет место, только если нам дается предмет; а это [...] возможно, по крайней мере для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 48). Хотя Кант ни в одной печатной работе прямо не утверждал А. человеческих чувств «вещью в себе», в исследовательской литературе не без оснований утвердилась именно такая трактовка. В пользу нее говорят и замечания Канта о внутреннем А., согласно которым мы изнутри подвергаемся воздействию со стороны нас самих как интеллигибельных существ и знаем себя лишь как явления. В последующей философии неоднократно предпринимались попытки интерпретировать А. иначе (И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг и др.), однако до настоящего времени господствует трактовка кантовских комментаторов об А. как о воздействии вещи в себе на органы чувств человека. А.Н. Круглое
АФФИЦИРОВАНИЕ
от лат. afficio - причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Термин «А.» берет начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре» (1613) Гоклениус различал внеш. A. (affectio externa), к-рое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутр. A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств. движения («Страсти души», 1649, §§ 23-25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображенные в душе; власть над ними достигается путем их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами А. дает, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом.
Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстает у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент его собств. активности.
Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.
Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-материалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.
Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстает у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент его собств. активности.
Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.
Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-материалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.
Источник: Советский философский словарь