лат. affectus -душевное волнение, страсть) - течение в совр. буржуазной этике и аксиологии, для всех разновидностей к-рого характерно субъективно-идеалистическое понимание природы моральных ценностей как результата психологического отношения субъекта к объекту. Типичными представителями этого течения являются амер. философы У. Эрбан, Д. Пролл. Дж. Р. Рид, К. Люис и Дж. Прэтт. Сторонники А.-в.т. считают, что моральное достоинство объекта (поступка, характера личности или к.-л. др. явления) не обусловлено присущими ему свойствами, а есть результат определенного психологического отношения к нему со стороны субъекта (человека, оценивающего это явление). Само это отношение имеет, с т. зр. сторонников данных теорий, аффективно-волевую природу, т. е. слагается из желаний, эмоций, склонностей и запросов человека. Т. обр., значение явлений, предметов для человека выводится из субъективного отношения к ним; общественное и классовое происхождение моральных оценок подменяется чисто психологическим, зависящим лишь от эмоционально-волевого склада людей. В действительности же отношение людей к окружающим явлениям всегда социально обусловлено, поскольку эти явления выполняют определенную роль в жизнедеятельности человека, имеют объективное социальное значение, независимое от сознания тех или иных людей. Пытаясь уйти от субъективизма, авторы А.-в. т. на словах признают объективность моральных ценностей, но усматривают ее в том, что ценности якобы «интерсубъективны», т. е. вызывают к себе одинаковое отношение мн. людей. Подобная «объективность» на деле чисто субъективна, т. к. поставлена в зависимость от простой случайности, совпадения характеров и психологического настроя у группы лиц. Психологическое толкование природы моральных ценностей приводит теоретиков данного течения не только к субъективизму, но и релятивизму: к выводу, что ценность того или иного морального явления сохраняется лишь в рамках отдельной ситуации, меняется в зависимости от позиции оценивающего субъекта. Такого рода выводы часто ведут к волюнтаризму.