(р. 11.5.1931) — спец. по эстетике; д. филос. н., проф.Окончил историко-филол. ф-т Ростовского гос. ун-та (1959) и асп. ИФ АН СССР (1965). Канд. дисс. «Эстетика фрейдизма и буржуазное искусство», докт. дисс. — «Западные концепции художественного творчества» (1977). Работал преп. эстетики в Ростовском гос. ун-те (1960-62), ст. н. с. филос. ф-та МГУ (1969-76). С 1976 - вед. н. с. сектора эстетики Гос. ин-та искусствознания. Акад. Академии гуманит. наук, акад. Международной Академии информатизации. Осн. направления науч. иссл.: 1) теория и история европейской эстетики и искусства; 2) теор. и методол. проблемы эстетики; 3) теор.-информац. методы иссл. художеств, культуры. В работах, посвященных представителям класс, и постклассической европейской эстетики, им с позиций совр. науки анализируются и критически оцениваются ее достижения и исторически обусловленные издержки. В монографии об эстетике Канта (1975) — в противовес представлениям о ней как идеалистической и формалистической — доказывается, что методол. и реальный смысл решений философом проблемы эстетического, структуры и функций искусства являются высшим достижением мировой эстетич. мысли, во многом предвосхитившей становление и развитие совр. науч. эстетики. Дальнейшая эволюция европ. эстетики рассматривается на материале концепций худож. творч. (1990) как проявление тенденций к обоснованию волюнтаристских, интуитивистских, психобиологических свойств творцов искусства (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, К Юнг, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) и к доминированию эскапистских трактовок функций искусства — как сферы реализации невозможной в реальной жизни свободы, желаний и идеалов человека. Наиболее полно эта тенденция воплотилась в психоаналитической теории личности, оказавшей беспрецендентное влияние на европ. и амер. искусство, на теорию и практику искусства различных направлений модернизма (1971). Филос.-эстетич. и культурол. анализ модернизма (1998) выявил его социокультурные и психологич. детерминанты становления и эволюции, оказавших определяющее воздействие на внутр. логику его содержательных и формальных превращений и модификаций. Обращение к истокам эстетич. деятельности, словесного и изобразительного творчества в первобытном обществе (2004), а затем — к мифологии и искусству античного мира (2007), показывает необходимость эстетич. деятельности и искусства, выполняющих важнейшие функции реализации фундаментальных потребностей человека — в познании и освоении действительности, в самопознании человека и единения членов об-ва, в гармонической деятельности и создании идеалов будущего.
Соч.: Фрейдизм и буржуазное искусство. М., 1971; Эстетика Канта. М., 1975; Эстетические проблемы человека. М., 1978; Экзистенциалистская эстетика Жана-Поля Сартра // Современная буржуазная эсте тика. М., 1978; Системный подход и искусство // Методология современного искусствознания. М., 1985; Между иллюзией и действительностью (критический анализ теории и практики модернизма). М., 1986; Западные концепции художественного творчества. М., 1990; Альтернативы модернизма. М., 1998; Кибернетические методы исследования искусства // Информационный подход в эмпирической эстетике. Таганрог, 1998; Информационное мировоззрение и эстетика. Таганрог, 1998; Альтернативная парадигма? Изображение и слово в эволюции художественной культуры // Культура: философско-исторические аспекты изучения и развития. М., 2001; Изобразительное искусство и наука. М., 2002; Иммануил Кант — предтеча теории и практики модернизма // Теория художественной культуры. Вып. 6. М., 2003. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Первобытное общество. М., 2004; Метаморфозы слова в теории и практике сюрреализма // Теория художественной культуры. Вып. 10. М., 2006; Мифология и искусство Древней Греции. Эстетический анализ. М., 2007.
АФАСИЖЕВ Марат Нурбиевич
АФАСИЖЕВ Марат Нурбиевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009