(Athanasian Creed). Один из трех общих символов, содержащий изложение ортодоксальной веры и получивший широкое распространение в западном христианстве. Его называют и Symbolum Quicunque, по первым словам латинского текста: Quicunque vult salvus esse ... ("Всякий, кто желает быть спасенным...").
Согласно преданию, символ составил Афанасий, епископ Александрийский (IV в.). Первое известное упоминание об Афанасиевском символе содержится в первом каноне Отенского синода (ок. 670), где он назван "верой" Афанасия. Уже в XVI в. высказывались сомнения в этом авторстве; в 1642 г. голландский гуманист Герхард Фосс опубликовал исследование, в к-ром показал на основании известных исторических фактов, что символ никак не мог быть составлен в ту эпоху. Впоследствии и католические, и протестантские ученые подтвердили вывод Фосса. Так, Афанасиевский символ определенно составлен на латинском языке, хотя сам Афанасий писал погречески. К-ром е того, в нем отсутствуют наиболее важные для Афанасия теологические понятия, такие, какhomoousion, и, наоборот, содержится популярное на Зап&де filioque.
Высказывалось много предположений о подлинном авторе символа. Одна из наиболее популярных теорий утверждает, что символ составлен ок. 500 г. в Юж. Галлии под влиянием теологов Лерина, а также теологической концепции ариан и несториан. Подобный вывод, вопреки мнению некрых ученых, исключает Амвросия Медиоланского из числа возможных авторов. В наибольшей степени указанным характеристикам соответствует Кесарий Арелатский; тем не менее вопрос об авторстве и происхождении символа попрежнему остается открытым. Древнейший из дошедших до нас текстов содержится в проповеди Кесария и относится к нач. VI в. Другие ранние рукописи с текстом символа датируются VIIнач. VIII в. На основании этих рукописей можно сделать вывод, что Афанасиевский символ предназначался для использования в богослужении, а также в катехизизаторских целях.
Ко времени Реформации Афанасиевский символ считался одним из трех общепринятых христианских символов веры. Как лютеранские, так и кальвинистские исповедания веры признают авторитетный характер Quicunque (за исключением Вестминстерского исповедания, в к-ром Афанасиевский символ не получил формального признания). Однако в настоящее время Афанасиевский символ продолжает сохранять свое литургическое значение,гл.обр. в англиканстве и римском католичестве.
Афанасиевский символ состоит из двух отдельных частей и включает 40 тщательно составленных статей, каждая из крых представляет собой определенное теологическое суждение. Первая часть содержит учение о Троице. Четкие вероучительные формулы должны были, с одной стороны, поставить заслон любым неортодоксальным воззрениям, а с другой служить выражением церковной позиции, сложившейся под влиянием Августина. Соответственно, эта часть Афанасиевского символа излагает истинные с точки зрения Церкви положения о Боге и Св. Троице, провозглашая их fides catholica. Своим парадоксальным утверждением единства и троичноети Бога Афанасиевский символ опровергаетмодализм, настаивавший наединстве Бога и в то же время усматривавший в лицах Троицы только последовательные явленные формы, а также арианство, отрицавшее единосущность Троицы.
Вторая часть Афанасиевского символа выражает веру Церкви в боговоплощение; в статьях символа зафиксированы итоговые вероучительные положения, сформулированные в ходе теологических споров о божественной и человеческой природе Христа. Афанасиевский символ твердо отстаивает парадоксальное с точки зрения человеческих представлений учение о воплощении как единстве двух различных природ, божественной и человеческой, во всей их полноте и неслиянности; итог такого единства уникальная личность Христа. Тем самым Афанасиевский символ отвергает учения о лишь одной природе Христа (савеллианство), о неполноте человеческой природы во Христе (аполлинарианство), учение о том, что божественная природа Христа ниже божественной природы Отца (арианство), о поглощении человеческой природы во Христе божественной (евтихианство).
Считалось, что никакая другая вероисповедная формула ранней Церкви не выразила с такой ясностью и твердостью глубочайшую теологическую истину, воплощенную в словах Св. Писания: " Бог во Христе примирил с собою мир".
Используя несколько усложненный язык, Афанасиевский символ излагает учение о БогеТроице, свободное от антропоморфического политеизма, и учение о боговоплощении, в к-ром выражены в напряженном единстве жизненно важные положения о божественной и человеческой природах во Христе. Именно в свете таких теологических представлений следует воспринимать предупреждение, крым начинается и завершается каждая из двух частей символа: "Всякий, кто желает быть спасенным, должен мыслить следующим образом" ("О Троице и боговоплощении"). Это не значит, что верующий для своего спасения должен разбираться во всех теологических нюансах символа или помнить его наизусть. Задача Афанасиевского символа, прежде всего, показать, что христианская вера сугубо христоцентрична, что она ориентирована на Христа как Спасителя. Церковь не знает иного пути спасения и поэтому должна отвергнуть любые учения, крые отрицают истинность божественной природы Христа и истинность боговоплощения.
В Афанасиевском символе нет прямого указания, подтверждается ли его авторитетный характер Св. Писанием или же Церковью. Афанасиевский символ можно считать библейским постольку, поскольку он использует концепции, а порой и слова Писания. Одновременно он церковный, поскольку выражает собой согласованное мнение христианской общины. Афанасиевский символ это превосходный свод тринитарной и христологической теологии, крый может использоваться, всоответствии с его первоначальным назначением, в качестве готового конспекта для катехизационных занятий.
J. F. Johnson (пер. ю. т.) Библиография: J.N.D. Kelly, The Athanasian Creed; D. Waterland, Critical History of the Athanasian Creed; C.A. Swainson, TheNiceert andApostiesCreeds.
См. также: Символ, Символы веры; Единосущный (омоусион); Филиокве; Афанасий Великий.