Афамант – сын Эола и Энареты, внук Эллина, царь минийцев, царствовал в равнине, названной по его имени, близ города Алоса или Галоса, в Фессалии или в Беотии, при озере Копаисе или Орхомене. Он был братом Сисифа и Салмонея. По велению Геры, он женился на Нефеле, которую Зевс создал по образу и подобию Геры (когда захотел обмануть Иксиона – царя лапифов) и которая с тех пор безутешно блуждала по чертогам Олимпа. Она родила Афаманту двух сыновей, Фрикса и Левкона, и дочь Геллу. Но Афамант не стерпел того презрения, с каким Нефела относилась к нему и, влюбившись в Ино, дочь Кадма, тайно привел ее во дворец у подножия горы Лафистий, где она родила от него Леарха и Меликерта.
Обманутый интригами коварной Ино, стремящейся погубить своего пасынка Фрикса, Афамант едва не принес его в жертву богам: он уже готов был перерезать горло своему первенцу, когда внезапно появился присланный Нефелой говорящий златорунный баран и унес Фрикса и Геллу, что впоследствии стало причиной плавания аргонавтов.
Афамант и Ино подверглись преследованию Геры за то, что они воспитали Диониса, отданного им Гермесом; Афамант, пораженный бешенством, убил своего сына Леарха и преследовал Ино, которая бросилась с Меликертом на руках в море. Обвиняемый в убийстве и поэтому изгнанный из Беотии Афамант бежал в Фтиотиду (в Фессалии).
Потерявший всю свою семью и изгнанный из Беотии Афамант узнал от оракула, что ему суждено поселиться там, где дикие звери угостят его ужином. В северной Греции он набрел на стаю волков, которые при его появлении разбежались, бросив мясо убитых ими овец. На этом месте Афамант основал город.
Затем он женился на Фемисто, дочери Гипсея, которая родила ему сыновей-близнецов Орхомена и Сфингия. Детей этой женщины и их мать постиг, по Еврипиду, также страшный конец. Когда Афамант был уже в преклонном возрасте, его самого едва не принесли в жертву по высказанному оракулом велению Зевса; спас старика вовремя вернувшийся из Колхиды его внук Китиссор, старший сын Фрикса. Зевс обиделся и объявил, что отныне старший сын Афамантидов под угрозой смерти не должен входить в пританей (место пребывания председателя общинного совета); впоследствии это требование строго соблюдалось.
По другой версии мифа, спустя некоторое время после рождения Леарха и Меликерта их мать Ино отправилась на охоту и не вернулась. Пятна крови на изорванной тунике убедили Афаманта в том, что его жену задрали дикие звери. Однако на самом деле ею овладел приступ вакханалии – Ино задушила напавшую на нее рысь, зубами и ногтями содрала с нее шкуру, подпоясалась ею и отправилась на гору Парнас, где устроила пир на много дней. Пробыв в трауре, сколько положено, Афамант женился на Фемисто, через год родившей ему сыновей-близнецов. Однажды он со страхом узнал, что Ино жива. Афамант тут же послал за ней, привел Ино в детскую и представил ее Фемисто как кормилицу, захваченную в последнем набеге. Фемисто, которой служанки вскоре рассказали всю правду, пришла в детскую, притворившись, будто не знает, кто такая Ино на самом деле, и приказала ей приготовить белые одежды для своих сыновей и траурные – для сыновей Ино. На следующий день Фемисто приказала стражникам ворваться в детскую и убить близнецов, одетых в траурные одежды, не трогая одетых в белые. Однако Ино, догадавшись, что на уме у Фемисто, одела в белые одежды своих собственных сыновей, а в траурные – сыновей Фемисто.
Так погибли близнецы Фемисто, а Афамант, узнав об этом, сошел с ума; он убил Леарха, приняв его за оленя, а Ино с Меликертом успели бежать, бросились в море и стали бессмертными.
По другому мифу, Афамант, бывший царем Алоса, сам был обречен в жертву Зевсу и спасен только (по Геродоту) благодаря вмешательству сына Фрикса (по Софоклу, сына Геркулеса). Уже в исторические времена в Алосе существовал обычай, объясняемый только человеческими жертвами, которые приносились Зевсу Лафистиосу и на которых построены эти мифы. Каждый перворожденный в доме Атамантидов обрекался в жертву Зевсу. Но некоторым из них удавалось спастись бегством; и тогда вместо бежавшего приносился в жертву баран, подобно тому, как Фрикс был спасен бараном. Мифические сказания об Афаманте были значительно дополнены и изменены греческими трагиками.