АДЖЙВИКА
Адживика
одно из неортодоксальных древнеиндийских учений, отрицающих существование души. Его основателем считается мудрец Маркалидева (VI–V вв. до н.э.).
Адживика
Неортодоксальное древнеиндийское учение. Его основателем традиционно считается мудрец Маркалидева, живший, по преданию, в VI–V вв. до н. э. Основные идеи Адживики дошли до нас в изложении средневековых ведантистских трактатов, согласно которым Адживика является сугубо атомистическим учением. Так, в мире существует всего четыре вида атомов, из которых строятся четыре главных стихии космоса: земля, вода, огонь и воздух. При этом атомы обладают способностью к всевозможным сочетаниям, в результате чего и возникает многообразие мира. Сами атомы, к какому бы виду они ни принадлежали, никогда и никем не сотворены, вечны, вездесущи, неделимы и неуничтожимы.
Согласно Адживике, никакой души не существует, а есть только скопление так называемых сверхтонких атомов, из которых создается особое состояние живого существа – сознание. Сама жизнь есть не нечто атомарное, а то, что познает, воспринимает и отражает различные сочетания атомов. Таким образом, Адживика является, по сути, древнейшим материалистическим учением, которое по своей идеологии противостояло традиционным древнеиндийским религиям и философии брахманизма. Как следствие, Адживика отрицала такие брахманские доктрины, как идею кармы, сансары и мокши. В этом пункте Адживика наибольшим образом сближалась с буддизмом, что неоднократно давало повод многим исследователям определять ее как одну из разновидностей буддийской философии.
Согласно Адживике, никакой души не существует, а есть только скопление так называемых сверхтонких атомов, из которых создается особое состояние живого существа – сознание. Сама жизнь есть не нечто атомарное, а то, что познает, воспринимает и отражает различные сочетания атомов. Таким образом, Адживика является, по сути, древнейшим материалистическим учением, которое по своей идеологии противостояло традиционным древнеиндийским религиям и философии брахманизма. Как следствие, Адживика отрицала такие брахманские доктрины, как идею кармы, сансары и мокши. В этом пункте Адживика наибольшим образом сближалась с буддизмом, что неоднократно давало повод многим исследователям определять ее как одну из разновидностей буддийской философии.
Источник: Философия. Краткая история.
АДЖЙВИКА
санскр.), школа инд. философии, существовавшая с нач. 1-го тыс. до н. э. (или, возможно, ранее) до 14-15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6-5 вв. до н. э. Наиболее известными приверженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и др.; соч. не сохранились.
Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистско-ведийского мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика. Принимая теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая витальная сила, А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального начала, вообще существование к.-л. конечных причин. Все существующее, согласно А., можно описать только так, как оно предстает обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти. Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего из одной формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены собственной, сугубо индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя изменить никакими внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно с подчеркиванием неотвратимости судьбы А. утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в аскетизме. Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм, джайнизм и др. системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).
Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистско-ведийского мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика. Принимая теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая витальная сила, А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального начала, вообще существование к.-л. конечных причин. Все существующее, согласно А., можно описать только так, как оно предстает обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти. Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего из одной формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены собственной, сугубо индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя изменить никакими внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно с подчеркиванием неотвратимости судьбы А. утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в аскетизме. Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм, джайнизм и др. системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).
Источник: Советский философский словарь
АДЖИВИКА
происхождение термина спорное) – материалистич. учение Др. Индии, возникшее, по-видимому, в 6 в. до н.э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали, к-рый совместно с материалистами Аджита Кешакамбалин, Пурана Кашьяпа и Пакудха Катьяяна организовал особую секту – Адживика. Наибольшим влиянием учение А. обладало в период правления династии Маурьев в рабовладельч. гос-ве Магадха, после чего значение его уменьшилось, и вплоть до 14 в. оно сохраняло лишь местное значение. Источником для изучения А. являются лишь полемич. выступления против него сторонников буддизма и джайнизма. Приверженцы А. отвергали религ. доктрину о переселении душ. Основами бытия они признавали семь начал: четыре веществ. элемента (вода, земля, воздух, огонь), жизнь, радость и страдание. По их мнению, эти элементы обладают крепостью гор и прочностью колонн, нерастворимостью и неразрушимостью, первичностью и неизменностью. Учение А. в нек-ром отношении предваряло атомистич. теорию строения мира. Весь миропорядок; по А., так же как и поведение индивида, определяется не брахманскими догмами кармы, самсары или мокши, а объективным принципом нияти (судьба, необходимость). Учение о нияти направлено против господствовавших религ.-мифо-логич. представлений о подчиненном божеств. воле и непознаваемом универсуме. Лит.: The D?gha-Nik?ya, ed. by Т. W. Rhys Davids and J. Estlin Carpenter, v. 1, L., 1890; Basham A. L., History and doctrines of the Ajivikas, L., 1951. Н. Аникеев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АДЖИВИКА
(средства к существованию, (правильный) образ жизни) — одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; нек-рые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в осн. по текстам буддийского и джайнского канонов (VI—V вв. до н. э.). Видный вероучитель (но не основатель) А. — Маскарин Гошала (пали — Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем А. упоминается вскользь и с неизменным осуждением в разл. текстах вплоть до XIII в. В основе спекулятивных воззрений А. — объективный детерминизм, не оставляющий места целесообразной человеческой деятельности. Все в мире вершится по судьбе-необходимости, людские поступки не влекут за собою соответствующих им плодов, т. е. нет религ.-духовных плодов и кармы в строгом понимании, хотя перевоплощения признаются. Такой взгляд ("нет отца, нет матери, нет учителя, все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ") ведет к полному аморализму, в чем и упрекали А. Следование образу жизни шраманов тогда можно объяснять ленью и уклонением от тяжелой работы в миру, а аскеза есть видимость, т. е. способ заработать себе на жизнь (аджива). Так А. предстает "философией", как рефлексией практики и менталитета люмпенства. Однако этот напрашивающийся вывод подозрительно карикатурен. А. отвергала пользование одеждою, но, в отличие от остальных традиций, не требовала целомудрия. В схематизации понятий (по будд, источникам) заметна склонность к числу 7: по 7 классов богов и людей, 771000 видов заработка и пр. Все существа достигнут избавления от сансары через 8400 тыс. кальп. Наличие в А. теоретич. мысли сомнительно; если она была, то категориально интересно разведение понятий необходимости и причинности, т. е. первая признается, а вторая отрицается.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
АДЖИВИКА
от санскр. SJiva—образ жизни, способ существования, профессия)—в широком смысле общее обозначение тех древнеиндийских бродячих отшельников, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своей асоциальности; в узком—название одной из аскетических общин, основанных Маккхали Госалой (Маскарином Гошалипутрой), бывшим, по преданию, временным сподвижником джайна Махавиры. К адживикам причисляют также Пурана Кассапу и Пакудха Каччану. Наибольшее влияние община адживика достигла при царе Ашоке и его последователях в 3—2 вв. до н. э., о чем свидетельствуют знаменитые эдикты Ашоки. В Северной Индии адживика слилась в дальнейшем с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Южной Индии продолжала существовать вплоть до 14—15 вв. Имеются свидетельства о каноне адживики, который, однако, не сохранился, поэтому главными источниками сведений об учителях адживики являются буддийские и джайнские тексты (где их образы доведены подчас до гротеска), а также эпиграфика.
Отвергая обрядовое благочестие, предписанное Ведами, адживика в отличие от столь же антиведийски настроенных буддизма и джайнизма отрицала также и моральную силу кармы. Человеческие действия, по адживике, морально нейтральны: сами по себе они не являются ни благими, ни неблагими. Участью человека независимо от морального характера его деяний и личных качеств управляет внешняя сила нияти —судьбы, безличного рока. В такой интерпретации карма остается только механизмом перерождения (сансары), которое уже само по себе очищает души. Спиралевидная духовная эволюция души по истечении периода в 8.400000000 махакальп автоматически венчается освобождением (нирвана). Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения.
В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики адживика близка диайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных ученых считают адживику одной из сект джайнизма). Сторонники адживики пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей.
Лит.: Шохин В. К. Первые философы Индии. М-, 1997; Basham A. L. History and Doctrines of the AJivikas. A Vanished Indian Religion. L., 1951; Barua B. A History of Prebuddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970.
В. Г. Лысенко
Отвергая обрядовое благочестие, предписанное Ведами, адживика в отличие от столь же антиведийски настроенных буддизма и джайнизма отрицала также и моральную силу кармы. Человеческие действия, по адживике, морально нейтральны: сами по себе они не являются ни благими, ни неблагими. Участью человека независимо от морального характера его деяний и личных качеств управляет внешняя сила нияти —судьбы, безличного рока. В такой интерпретации карма остается только механизмом перерождения (сансары), которое уже само по себе очищает души. Спиралевидная духовная эволюция души по истечении периода в 8.400000000 махакальп автоматически венчается освобождением (нирвана). Сторонники адживики верили, что посвящение в их орден является свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Отсюда их постоянные изнурительные посты и частая смерть от голода и истощения.
В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики адживика близка диайнизму (некоторые средневековые индийские авторы и вслед за ними ряд современных ученых считают адживику одной из сект джайнизма). Сторонники адживики пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей.
Лит.: Шохин В. К. Первые философы Индии. М-, 1997; Basham A. L. History and Doctrines of the AJivikas. A Vanished Indian Religion. L., 1951; Barua B. A History of Prebuddhistic Indian Philosophy. Delhi etc., 1970.
В. Г. Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия