одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие души. Основателем А. по традиции считается живший в 6—5 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе А. лежит атомистическая идея, к-рая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению А., существуют четыре разновидности атомов, из к-рых строятся четыре стихии природы: земля, вода, огонь и воздух; все атомы обладают способностью к сочетанию. “Жизнь” не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, к-рыми исчерпывается все существующее. Сознание — особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию “жизни”. Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неуничтожимы. А. выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, к-рое противостояло древнеинд. религиям и философии - брахманизма (Индийская философия). А. отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.