АДВЕНТИСТЫ
Адвентисты
Секта, основанная в 1833 г. В. Мюлером (род. в 1782 г., † в 1849 г.), проповедовавшим в Нью-Йорке близость кончины мира. По его вычислениям, основанным на 8 гл. пророка Даниила, светопреставление должно было произойти в 1843 г., но когда этого не случилось, он перенес его на 1847 г. Хотя предсказание и на этот раз не сбылось, секта продолжала распространяться и насчитывает в настоящее время до неск. сот тыс. последователей.
Источник: Православный церковный словарь.
Адвентисты
(от лат. adventus — пришествие) — последователи христ. течения, возникшего в недрах протестантизма в США в 30-х гг. 19 в. Основатель — баптист Вильям Миллер (1782 – 1849). В процессе эволюции адвентизм распался на ряд ветвей, образовавших самостоят. церкви. Самая крупная из них церковь А. седьмого дня. Гл. пункты вероучения: вера в близкое «второе пришествие» Христа, страшный суд, тысячелетнее царство на небе (см. Хилиазм). Человеческая история рассматр. как извечная борьба Христа с сатаной, к-рая окончится гибелью сатаны и его последователей. А. признают смертность души, заявляя, что она умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть в день «второго пришествия». Особое значение придают «моральному обновлению личности» как необходимому условию подготовки к встрече Христа. Проповедуют т. н. «санитарную реформу», накладывая запреты на нек-рые пищевые продукты (свинину, кофе и т. п.). Требуют от верующих отчисления десятины и активной миссионерской деятельности. А. седьмого дня признают в качестве пророчицы Е. Уайт, труды к-рой почитают наравне с Библией. По данным 52-й Всемирной конференции А. с. д. (1975 г.), в мире насчитывается ок. 2,5 млн. приверженцев церкви. Она располагает 494 высшими и средними учебными заведениями, имеет 4299 нач. школ, 386 мед. учреждений, 50 издательств и т. д. В СССР существуют отдельные группы А.-реформистов, последователей крайне реакц. антиобщественного течения.
АДВЕНТИСТЫ
от лат. adventus – пришествие) – христ. секта, приверженцы к-рой верят в скорое "второе пришествие Христа", к-рый якобы будет чинить "страшный суд" и установит "тысячелетнее царство божие" на земле. Впервые адвентизм возник в США в 30-х гг. 19 в. Амер. баптист У. Миллер в 1833 выпустил книгу "Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о его личном царствовании в продолжение 1000 лет" (W. Miller, Evidences from scripture and history of the second coming of Christ about the year 1843 etc.). В этой книге отразилось мировоззрение разоряющихся фермеров, в сознании к-рых крах их хозяйства воспринимался как признак крушения всего мира. После 1843 даты пришествия Христа постоянно переносились. По вероучению и культу адвентизм близок к баптизму (см. Баптисты); он признает триединого бога, богооткровенность Библии, воскресение мертвых, отвергает иконы, "святых угодников", крест и т.п. Отличие адвентизма от баптизма, помимо веры в скорое "пришествие Христа", заключается в особых представлениях о душе, согласно к-рым душа человека умирает и воскресает вместе с телом. Под влиянием классовых противоречий в среде А. выдвинулись различные группы: "адвентисты-христиане", проповедующие, что в конце тысячелетнего царствия все "грешники" будут уничтожены; "адвентисты-евангелисты", признающие бессмертие; "адвентисты седьмого дня", празднующие субботу как день "отдыха бога". Центр междунар. организации А. находится в США, где к 1956 насчитывалось ок. 3 тыс. общин с 313 тыс. членов, гл. обр. "адвентистов седьмого дня". Благодаря интенсивной миссионерской деятельности А. имеются во мн. странах. В России А. появились в 80-х гг. 19 в. К 1910 их насчитывалось 4 тыс. Руководители А. поддерживали политику самодержавия, враждебно отнеслись к Октябрьской революции и Сов. власти. В СССР имеются общины А., преимущественно "адвентистов седьмого дня". Встречаются также немногочисл. группы т.н. адвентистов-реформистов, проповедующих антиобществ. взгляды (отказ от службы в Сов. Армии, отказ от работы в субботние дни и т.д.). Мировоззрение А. проникнуто пессимизмом, пассивностью, ожиданием скорого "пришествия Христа" и "страшного суда". Борьба против адвентизма – актуальный участок науч.-атеистич. пропаганды. Лит.: Адвентизм седьмого дня, сост. С. Д. Бондарь, СПБ, 1911; Клибанов А. Л., Адвентисты, [Л.], 1931; ?ризен Г., Рейнмарус А., Адвентисты, M., 1930; Sheldоn Н. С., Studies in recent adventism, N. Y., 1915; Mueller W., Die Adventisten, was man von ihnen wissen mu?, Hamb., 1947. Л. Митрохин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие)
последователи христ. течения, возникшего в перв. пол. 19 в. в США в недрах протестантизма. Его основатель Уильям Миллер (1782-1849) в книге «Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 г. и его личном царствовании в продолжение 1000 лет» ссылками на «пророческие» книги Библии обосновывал свои сроки второго пришествия, что нашло отклик гл. обр. в среде мелкой буржуазии, испытавшей лишения в период развития капиталистич. отношений в Америке. Провал «пророчества» не отразился на вере А. в близкое второе пришествие, с к-рым они связывали грядущее счастье в 1000-летнем царстве Христа. Однако движение А. распалось на несколько ветвей. Самая крупная из них - А. седьмого дня. В основе их учения лежит вера в близкое второе пришествие, страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Человеч. история рассматривается как извечная борьба Христа с Сатаной, к-рая окончится гибелью сатанинского «воинства». Единственный путь к спасению — принятие адвент. веры. А. отрицают бессмертие души, заявляя, что она умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть в день пришествия Христа. Земная жизнь дана для подготовки к этому дню. Отсюда требование не только морального, но и физич. совершенствования личности, для чего введена т. н. санитарная реформа — свод правил по охране здоровья, во многом расходящихся с мед. предписаниями. Обязательным для А. является соблюдение библ. заповедей, особенно четвертой, требующей «соблюдать субботу» в качестве дня отдыха, а также внесение в пользу церкви десятой части своих доходов (десятины). Беспрекословным для них является авторитет «пророчицы» Елены Уайт, чьи труды почитаются наравне с Библией. А. седьмого дня ведут активную миссионерскую работу, расширяют издательскую деятельность. Они располагают сотнями госпиталей и клиник, в к-рых ведется пропаганда «спасительной вести». Все это позволяет церкви А. седьмого дня (она создана в 1863) увеличивать ряды своих приверженцев, численность к-рых — ок. 3 млн. чел. Большая их часть проживает в Америке и Африке. В России первые адвент. миссионеры появились в кон. 19 в. В результате их усилий общины А. седьмого дня вози. в ряде южн. губерний, а затем и в др. районах страны, в них вошли гл. обр. крестьяне и городская мелкая буржуазия. Лидеры адвент. движения выражали верноподданнич. чувства царизму, враждебно относились к революц. выступлениям трудящихся. Они открыто выразили отриц. отношение к Великой Октябрьской социалистич. революции и только в 1924 заявили о своей лояльности к Сов. власти. Ныне общая численность последователей А. в нашей стране сравнительно невелика.
Источник: Атеистический словарь
АДВЕНТИСТЫ
(от лат. adventus - пришествие) - протестантская секта, вероучение к-рой строится на признании Библии и догматов христ. «символа веры», но при этом делается упор на близость «второго пришествия» Христа, «светопреставления», «страшного суда». В отличие от др. христ. направлений, А. не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Бессмертие они объявляют уделом «праведников», т. е. уделом одних А. Во время страшного суда, по их учению, все мертвецы будут воскрешены, но лишь для того, чтобы одним бог даровал «жизнь вечную», а других окончательно и навсегда уничтожил. Среди А. имеется ряд течений, расходящихся в представлениях о деталях «конца света». Так, по учению большинства А., Христос уже сейчас выступает перед «судьей» (богом-отцом) и «обвинителем» (сатаной) как защитник «праведников»-А., а по окончании этого разбирательства состоятся «второе пришествие» и «конец света». Человеконенавистнич. учение А. предрекает для всех не-А. гибель в самых страшных муках. Вероучение и первые общины А. возникли в 30-е гг. XIX в. в среде америк. мелкой буржуазии, разорявшейся под натиском крупного капитала. В создании секты большую роль сыграл бапт. проповедник Уильям Миллер (1782—1849), выпустивший в 1833 кн «Свидетельство из писания и истории о втором пришествии Христа ок. 1843 г. и его личном царствовании в теч. 1000 л.». Миллер несколько раз «назначал» сроки «второго пришествия». Его преемники, учитывая компрометирующий опыт провала этих пророчеств, более никаких дат, как правило, не назначают. Из разл. направлений А. наиболее распространены А. седьмого дня - последователи американки Елены Уайт, объявившей, будто во сне она видела бога и получила от него указание о праздновании не воскресенья, а субботы как седьмого дня недели. Общины этого направления возглавляются избираемыми пресвитерами и рукополагаемыми проповедниками и объединяются в «поля», «поля» - в «унионы», последние же - в «дивизионы», являющиеся орг-циями А. седьмого дня для целых континентов или больших стран. Общий их центр - «Генеральная конференция А. седьмого дня» (в Вашингтоне), входящая во Всемирный совет церквей.
В СССР А. седьмого дня составляют особый «дивизион». Это направление А. насчитывает во всем мире ок. 1 млн приверженцев. В своем культе А. сохраняют мн. черты исходного для них культа, принятого у баптистов, но бапт. обряды крещения и хлебопреломления (причащения) дополняют еще обрядом взаимного «омовения ног», символизирующего их христ. смирение и «любовь к ближнему». Кроме того, А. избегают работы в субботу, вменяют в обязанность не пить кофе, чая, вина, не есть свинины, животных жиров, нек-рых видов рыбы, перца и др., не курить, не использовать ряда медикаментов. Как «религ. долг» А. рассматривают отчисление десятой части своих доходов (десятины) в распоряжение своего руководства.
Проповедники А. приучают их жить в постоянном тревожном ожидании «конца света», быть равнодушными к обществ, прогрессу и отгораживаться от обществ, интересов, достижений науки, общечеловеч. культуры. А. отвлекают трудящихся в странах капитала от рев. борьбы, а в социалистич. странах - от активного и сознат. участия в построении коммунистич. общества. Этим они приносят большой вред обществу, а также самим себе.
В СССР А. седьмого дня составляют особый «дивизион». Это направление А. насчитывает во всем мире ок. 1 млн приверженцев. В своем культе А. сохраняют мн. черты исходного для них культа, принятого у баптистов, но бапт. обряды крещения и хлебопреломления (причащения) дополняют еще обрядом взаимного «омовения ног», символизирующего их христ. смирение и «любовь к ближнему». Кроме того, А. избегают работы в субботу, вменяют в обязанность не пить кофе, чая, вина, не есть свинины, животных жиров, нек-рых видов рыбы, перца и др., не курить, не использовать ряда медикаментов. Как «религ. долг» А. рассматривают отчисление десятой части своих доходов (десятины) в распоряжение своего руководства.
Проповедники А. приучают их жить в постоянном тревожном ожидании «конца света», быть равнодушными к обществ, прогрессу и отгораживаться от обществ, интересов, достижений науки, общечеловеч. культуры. А. отвлекают трудящихся в странах капитала от рев. борьбы, а в социалистич. странах - от активного и сознат. участия в построении коммунистич. общества. Этим они приносят большой вред обществу, а также самим себе.