АДОРНО ТЕОДОР

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДОРНО ТЕОДОР

немецкий философ, социолог и музыковед (Франкфурт-на-Майне, 1903 — Вьеж, Швейцария, 1969). Получив музыкальное образование, становится членом Франкфуртской школы и разрабатывает ее программную «критическую теорию общества». В своей эстетике отводит искусству роль бунтаря против социального порядка. Помимо исследований, посвященных Кьеркегору, Гегелю, Гуссерлю, основные работы: «Диалектика рассудка» (1947), «Негативная диалектика» (1946), афоризмы «Minima Moralia» (1951). Его монументальный труд «Эстетическая теория» остался незавершенным. См. Франкфуртская школа.

Источник: Философский словарь

АДОРНО ТЕОДОР
(1903-1969) - идейный лидер первого поколения представителей Франкфуртской школы. Выступал против всех видов «идентифицирующей философии», в т.ч. против наук. Пороки традиционной теории в конспективном виде представлены в докладе А. «К логике социальных наук» [2]. Суть проблемы ему видится в доминировании общества, социально целого, над субъектами. Как им освободиться из этих тисков? Традиционная теория не позволяет найти ответ на этот злободневный вопрос. Ее сторонники полагают, что они опираются на факты, но каждый из них зависим от целого. Ими используются методы, которые не учитывают специфику проблемных ситуаций. Не выручает и опора на дискурсивную логику. Опора на факты приводит к забвению ценностей и отсутствию критического настроя. А это означает, что посредством традиционной теории невозможно создать общество, власть в котором была бы в руках его членов. Центральная идея двух главных книг А., «Негативной диалектики» (1966) и «Эстетической теории» (опубликованной посмертно в 1970 г.), одна и та же: традиционные диалектика и теории имеют дело с понятиями, с тождественным и идентичным. Негативная диалектика и критическая теория есть опыт постижения индивидуального, нетождественного, неидентичного. Для развития последовательной философии социальных наук и искусствоведения творческого потенциала А. оказалось недостаточно.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АДОРНО ТЕОДОР
1903-1969) – представитель франкфуртской школы философии техники, акцентирующая свое внимание на ее гуманитарную направленность. Школа сложилась в Германии 1930-1940-х  гг., но в связи с приходом фашистов к власти большинство ее представителей вынуждено было  эмигрировать.  Адорно  утверждает,  что  в  «массовой»  культуре  теряется  уникальность, самостоятельность  человека, происходят унификация всех людей, превращение их в серую некритическую массу. При этом поработителем выступает не техника, а ее хозяин. Но нельзя противопоставлять технику и гуманизм. Разрыв  между техникой и гуманизмом, порожден обществом видимости. В книге «О технике и гуманизме» он ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда и  отвергает  возможность  существования  моральных  норм,  препятствующих познанию. Согласно Адорно, противоречие между общественным и техническим разумом нельзя игнорировать, от него невозможно просто открещиваться, его необходимо  предметно решать. Принесет ли современная техника пользу или вред человечеству, зависит «не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она используется обществом». Он формулирует проблемы «нового  идеала образования», считая, что культура расплачивается за неистинность, за видимость, оторванность от гуманистической идеи. Сегодня лишь в критике образования, в критическом самосознании техники является надеждой на такое образование, которое ставит перед собой задачу воспитания личности.

Источник: Философия науки и техники: словарь

АДОРНО ТЕОДОР

(1903—69) — нем.-амер. философ и социолог, один из ведущих теоретиков Франкфуртской шк. неомарксизма. Начинал науч. деятельность как муз. критик и теоретик новаторских направлений иск-ва; с 1931 г. — сотрудник Франкфуртского ин-та соц. исследований, в 1934—38 гг. работал в Англии, в 1938—49 гг. — в США, после чего вернулся на родину. Осн. соч.: «Диалектика Просвещения» (1947, в соавт. с М.Хоркхаймером), «Введение в социологию музыки» (1962), «Негативная диалектика» (1966). А. критиковал классич. гегелевскую диалектику, выдвигая взамен концепцию «негативной диалектики»; одним из первых обосновал тезис о деструктивно-утопических основаниях «проекта Просвещения» и классич. культуры в целом. Используя методол. принципы фрейдизма, анализировал историю Запада как процесс нарастающего безумия, вызванного отчуждением разума от природы. Совр. об-во, по А., развивается в направлении дегуманизации и формирования «фашизоидного» капитализма. Осн. факторами этого процесса явл.: 1) тотальное отчуждение индивидуальности на фоне всеобщего подавления свободы — не только в экон. и политико-правовой сферах, но и в сфере иск-ва; 2) формирование массового об-ва, субстратом к-рого явл. авторитарная личность; 3) господство генерализирующих методов соц. познания (в частн., методов классич. марксизма и позитивистской социологии). Как альтернативу авторитарной методологии А. выдвигает синтез соц.-экон. детерминизма (К.Маркс) и психоанализа (З.Фрейд). Благодаря этому должна актуализироваться гуманистич. составляющая науч. знания, а «органоном истины» вместо объективированного аппарата категорий может стать эстетич. выражение. В ФРГ издано собр. соч. А. в 20 т. (Gesammelte Schriften. Bde 1—20. Frankfurt am Main, 1973—86). Соч.: О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989; Исследование авторитарной личности. М., 1997; Проблемы философии морали. М., 2000; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АДОРНО Теодор
философ и социолог; р. 11.9.1903 (Франкфурт-на-Майне) — ум. 6.8.1969 (Фисп, Швейцария); с 1949 — профессор во Франкфурте-на-Майне; представитель Франкфуртской школы. Исходя из предпосылки неизбежности конца prima philosophia (первой философии) и бессмысленности воспроизведения исторически изживших себя идеологий, Адорно искал пути критического осмысления общественной практики. Осн. соч.: Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen, 1933, 1962; Philosophie der neuen Musik, 1949, 1958 (рус. пер.: Философия новой музыки, 2001 ); Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben, 1951,1962; Zur Metaphysik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien, 1956; Einleitung in die Musiksoziologie, 1962 (рус. пер.: Социология музыки, 1999); Drei Studien zu Hegel, 1963; Eingriffe. Neue kritische Modelle, 1963; Noten zur Literatur, 3 Bde., 1958—1965; Jargon der Eigentlichkeit, 1965; Negative Dialektik, 1967 (в этом произведении он пытается превратить гегелевскую диалектику, используя идеи Кьеркегора и особенно Канта, в отрицательную диалектику и освободить ее от аспектов философии тождества, носящих утвердительный характер); Ästhetische Theorie, 1970 (рус. пер.: Эстетическая теория, 2001); Soziologische Schriften, 1971. Собр. соч.: Gesammelte Ausgabe in 20 Bdn, 1967 ff; Briefwechsel mit E. Krenek (Переписка c Э. Кренеком), 1975.
M. Horkheimer (Hg.). Zeugnisse. T. W. A. zum 60. Geburtstag, 1963; H. Schweppenhäuser (Hg.). T. W. A. zum Gedächtnis, 1971 (mit Bibi.); F. Böckelmann. Marx u. A., 1972; T. Koch. Negative Dialektik. Kontroverse über T. W. A., 1973; F. Grenz. A.s Philos. in Grundbegriffen, 1974; G. Kaiser. Benjamin, A. — Zwei Studien, 1974; I.S. Narski. Die Anmaßung der negativen Philos. T. W. A.s, 1975; H.L. Arnold (Hg.). T. W. A., 1977 (mit Bibi.); G. Figal. T. W. A. — Das Naturschöne als spekulative Gedankenfigur, 1977; J.F. Schmucker. A. — Logik des Zerfalls, 1977; R. Szibovski. A.s Musikphilos., 1978; K. Sauerland. Einf. in die Ästhetik A.s, 1979 (mit Bibi.); U. Guzzoni. Identität oder Nicht. Zur krit. Theorie der Ontologie, 1981; H. Mörchen. A. u. Heidegger, 1981; L. v. Friedeburg, J. Habermas. A.— Konferenz 1983, 1984 (mit Bibi.); H. Gripp. T. W. A. — Erkenntnisdimensionen negativer Dialektik, 1986; R. Wiggershaus. T. W. A., 1987; Ulrich Müller. Erkenntniskritik u. Negative Metaphysik bei A., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АДОРНО ТЕОДОР

Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 - в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения» - «Dialektik der Aufklarung», 1948), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти - психоанализа Фрейда, социологич. критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания А.- регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистич. «управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию «демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» - «The authoritarian personality», 1950).
В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и социально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от гегелевского, перестает быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949) как протокольной фиксации «непросветленного страдания», в противоположность гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на творчество композиторов «новой венской школы» - А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и формирующегося в ее лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует воспринятое на стереотипные элементы. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального студенч. движения 60-х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.

Источник: Советский философский словарь

АДОРНО ТЕОДОР

[фамилия отца – В и з е н г р у н д (Wiesengrund); А. – фамилия матери] (11 сент. 1903 – 6 авг. 1969) – нем. философ, социолог, музыковед. В 1931–33 – доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 – в эмиграции в Англии, с 1938 – в США. С 1949 – во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхеймером ("Dialektik der Aufkl?rung", Amst., 1948), сложилась в русле гегелевской диалектики, социологич. критики товарного фетишизма и овеществления, отчасти – психоанализа Фрейда. В центре внимания А. – регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистич. "управляемом обществе", в понятии к-рого А. отождествляет буржуазное и социалистич. общество, и развитием массовой "индустрии культуры". В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию "демокра-тического" или "авторитарного" руководства ("The Authoritarian personality", N. Y., 1950). Отказываясь от абстрактной систематики, ?., вслед за В. Беньямином, видит цель философии не в конструировании всеобщего, а в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного. Критикуя неопозитивистский идеал "научной" философии как нейтрального описания сущего, а также реставрацию онтологии в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме, А. развивает идеи антисистематич. "отрицательной диалектики" ("Negative Dialektik", Fr./M., 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и социально-критич. мотивы: отрицание (к-рое в отличие от Гегеля перестает быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности "утопии", не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели. В филос.-эстетич. концепции "новой музыки" как протокольной фиксации "непросветленного страдания" – в противоположность гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки ("Philosophie der neuen Musik", T?b., 1949), – А. ориентируется на творчество композиторов "Новой венской школы" – А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция "новой музыки" тесно связана у А. с критикой музыкального фетишизма и формирующегося в лоне стандартизованной музыкальной культуры "регрессивного слышания", диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы. Свойственные А. стремление к максимальной концентрации изложения и афористич. лаконичность стиля сложились под сильным влиянием австр. писателя и публициста К. Крауза. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ. Соч.: Kierkegaard, T?b., 1933, 3 Aufl., Fr./M., 1966; Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1–3, Fr./M., 1958–65; Klangfiguren, В., 1959; Mahler, Fr./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Prismen, M?nch., 1963; Dissonanzen, 3 Aufl., G?tt., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Versuch ?ber Wagner, M?nch., 1964; Eingnffe, 3 Aufl., Fr./M., 1964; Moments musicaux, Fr./M., 1964; Jargon der Eigentlichkeit, 2 Aufl., Fr./M., 1965; Drei Studien zu Hegel, 2 Aufl., Fr./M., 1966. Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228–31; 3олтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "ВФ", 1968, No 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика "Негативной диалектики" ?., "Сов. музыка", 1969, No 7–8; Zeugnisse. Th. W. Adorno zum 60. Geburtstag, Fr./M., 1963. Ю. Попов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АДОРНО ТЕОДОР

Теодор Адорно (Визенгрунд-Адорно) (Wiesengrund-Adorno) (1903-1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы (см. Франкфуртская школа), культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун-те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 А. преподавал во Франкфурт. ун-те (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в США. Центр. содержанием деятельности А. стало филос. проникновение в сущность муз. произведений. Филос. позиция А. складывалась в постоянной дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем (см. Гуссерль) (ему посвящена диссертация А.), с Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933), со специфически воспринятой диалектикой Гегеля, ставшей стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении А. многообразных мотивов философии 19-20 вв. Воздействие Ницше, Зиммеля (см. Зиммель), Бергсона, школы С. Георге и др. перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для А. духе “разоблачительства”, при к-ром сущность того или иного типа филос. мысли и худож. творчества сводится к бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим истор. момент и сказывающимся прежде всего в форме, к-рую философ или художник мыслит и к-рая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма сама “ведет” мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как “шифры социального”. Соответствует такой культурно-критич. направленности А. и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления, в т.ч. и художественного, как “ложной идеологии”. Огромную роль в творчестве А. играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критич. часть для книги Г. Эйслера “Сочинение музыки для фильма”, консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании романа “Доктор Фаустус”, в 1949 выпустил “Философию новой музыки”, в к-рой сочетались диалектич. и вульгарно-социол. ходы мысли, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки — с прямолинейностью диагнозов. Апологет новой венской школы (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн), А. отождествил себя с ней как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ. Послевоенные работы А. усугубляют, хотя и несколько академизируют характерную для него настроенность отчаяния (“Негативная диалектика”, 1966). А. разрывает гегелевскую триаду “тезис — антитезис — синтез”, приписывая существенность и творч. смысл лишь антитезису, отрицанию, к-рое не дает остановиться движению и разоблачает любую “позитивность”, всегда заведомо ложную. Истинным в искусстве может быть лишь отрицание — беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебной любой завершенности и системности. Т.о., истинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отрицания всякого смысла. В кач-ве единственно оправданного у А. выступает театр абсурда С. Беккета, доведший до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у А. и сама история, под влиянием мессианских идей Беньямина и Блоха, упирается в утопич. образ — понятие “иного” (“того, что было бы иным”). Приверженный идее отрицания, А. в своих работах конструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников. В центре внимания А. — регрессивные социально-антропол. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные с развитием массовой “индустрии культуры”, со стандартизацией отношений в монополистич. “управляемом об-ве”. Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-86; Nachgelassene Schriften. Fr./M., 1993; Об эпической наивности // Путь. 1994. N 5. Лит.: Манн Т. Собр. соч. Т. 9. М., 1960; Михайлов А.В. Муз. социология: Адорно и после Адорно. // Критика совр. бурж. социологии иск-ва. М., 1978; Соловьева Г.Г. Негативная диалектика: (Два образа критич. теории Т.В. Адорно). Алма-Ата, 1990; Th.W. Adorno. Hrsg. v. H.L. Arnold. Munch., 1977 (библ.); Hoffmann R. Figuren des Scheins. Studien zum Sprachbild und zur Denkform Theodor W. Adornos. Bonn, 1984. А.В. Михайлов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АДОРНО ТЕОДОР

1903-1969) Немецкий философ, представитель Франкфуртской школы, музыкальный критик, крупнейший представитель философии и социологии музыки сер. XX в. «Учился в Венском ун-те и одновременно изучал музыкальную композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г. А. преподавал во Франкфуртском ун-те (куда вернулся в 1949 г.), в 1934 г. был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 г. работал в США. Центральным содержанием деятельности А. с ранних лет стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений; собственная философская позиция складывалась в постоянной критической дискуссии с важными течениями прошлого и настоящего: с Гуссерлем, которому была посвящена диссертация А., с С. Кьеркегором (книга о нем вышла в 1933 г.), специфически воспринятой диалектикой Гегеля; именно последняя оказалась стержнем в чрезвычайно широком и, в сущности, эклектичном, а также несколько эстетском усвоении многообразных мотивов философии XIX-XX вв. Все эти мотивы (Ницше, Зиммель, Бергсон, школа С. Георге и др.) перерабатывались под знаком критики культуры в характерном для А. духе «разоблачительства», при котором сущность того или иного типа философской мысли (как, впрочем, и художественного творчества) сводится к некоторым бессознательно шифруемым социальным импульсам, отражающим исторический момент и сказывающимся прежде всего в форме, которую философ или художник мыслит и которая (как своего рода орудие истории) заставляет его себя мыслить. Эта форма «ведет» мыслителя, принуждая его создавать те или иные произведения как «шифры социального». Соответствует такой культурно-критической направленности А. и его неприятие логически законченного, завершенного продукта мышления (в т. ч. и художественного) как «ложной идеологии». Огромную роль в творчестве А. играла музыка. В 40-е гг. он написал общую культурно-критическую часть для книги Г. Эйслера «Сочинение музыки для фильма», консультировал Т. Манна по вопросам философии и истории музыки при создании им романа «Доктор Фаустус», а в 1949 г. выпустил в свет «Философию новой музыки», в которой диалектические ходы мысли сочетались с вульгарно-социологическими, нетривиальное раскрытие конечных социальных импульсов самой сложной музыки с грубой прямолинейностью диагнозов. Выступив как апологет новой венской школы (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн), с которой А. отождествил себя как тонко слушающий и мыслящий вместе с музыкой философ, А. всю историю музыки понимал в перспективе этой школы; А. узнавал в созданиях этой школы ту философию отчаяния, которую представлял и разрабатывал сам. Послевоенные работы А. усугубляют и одновременно несколько академизи-руют характерную для него настроенность отчаяния, что находит отражение в книге «Негативная диалектика» (1966). А. разрывает гегелевскую триаду «тезис-антитезис-синтез», приписывая существенность и творческий смысл лишь антитезису, отрицанию, которое не дает остановиться движению и разоблачает любую «позитивность» — всегда заведомо ложную. «Истинным» в искусстве, по А., может быть лишь отрицание — беспрестанный процесс негации всякой позитивности, всякого утверждения, враждебный любой завершенности и системности; истинным оказывается искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее некоторый смысл из отрицания всякого смысла. В качестве единственно оправданного у А. выступает театр абсурда С. Беккета: доведенная до полноты негативность. Точно так же, как смысл в искусстве, у А. и сама история (под влиянием мессианистских идей Беньямина и Блоха) упирается в утопический образ-понятие «иного» («того, что было бы иным»). Приверженный идее отрицания, А. в своих работах сконструировал нечто подобное риторике разложения, вследствие чего у него почти не было серьезных учеников. В 60-е гг. А. способствовал складыванию жаргона «новых левых» и соответствующего умонастроения бесцельного протеста и разрушения. А. полемизировал с Хайдеггером, стремясь представить себя как равновеликого ему оппонента; эта полемика позволила лучше выявить в эклектической неопределенности идей А. наличие экзистенциалистских мотивов». ( А.Михайлов. Цит. по: Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 9-10) Соч.: Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Frankfurt/ Main, 1970-1986; Nachgelassene Schriften. Frankfurt/ Main, 1993— ; Aesthetic Theory. London, Boston, 1984; Minneapolis, 1997; Philosophy of Modem Music. N. Y, 1973; Notes to Literature. Vol. 1-2. N.Y., 1991-1992. Лит.: Kolleritsch O. ed. Adorno und die Musik. Graz, 1979; Jay M. Adorno. Cambridge/Mass., 1984; FruchtlJ. Mimesis: Konstellation eines Zentralbegriffs bei Adorno. Wurzburg, 1986; Zuidervaart, L. Adornos Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion. Cambridge/Mass., 1991; Paddison M. Adornos Aesthetics of Music. Cambridge, N.Y., 1993.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Адорно Теодор
1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель Франкфуртской школы. Адорно, один из самых сложных мыслителей XX века, родился в богатой семье Визенгрунд во Франкфурте-на-Майне. В возрасте 21 года защитил докторскую диссертацию по феноменологии Гуссерля.
В это же время он проявлял незаурядные способности в музыке, которые ему передала, вместе с именем Адорно, его мать, бывшая оперная певица, по происхождению корсиканка. Адорно интенсивно изучал технику игры на фортепьяно в кружке, образованном в Вене вокруг Арнольда Шенберга, создателя атональной музыки. Но его интерес к теоретическим социальным вопросам никогда не ослабевал, и он стал сотрудничать с Франкфуртским институтом социальных исследований, в особенности после назначения его друга Хоркхаймера директором этого института.
В этот период в Институте начала складываться так называемая Франкфуртская школа, занимавшая позиции неомарксизма. Для Адорно этого времени также были характерны марксистские взгляды, сформировавшиеся в основном под влиянием работы Д.Лукача «История классового сознания» (1923), в которой разрабатывалось ключевое понятие «овеществление», означавшее процесс превращения социальных отношений в качества вещей. Это как раз то, что Маркс называл «товарным фетишизмом» и что впоследствии стало краеугольным камнем всего творчества Адорно. В одной из своих первых работ он писал, что социально-критическая функция музыки состоит в ее отказе представлять, быть эквивалентом чего-нибудь, даже выражать политическую борьбу в капиталистическом обществе. Придать музыке большее значение означает, по его мнению, овеществить ее, совершить над нею харакири.
В 1933 г. Адорно эмигрировал в Англию, а затем в Америку, где и работал в Нью-Йорке во вновь созданном Хоркхаймером Институте социальных исследований и в его журнале. В 1941 г. он переезжает в Калифорнию, где в то время находились многие выдающиеся деятели, изгнанные или уехавшие из Германии, в том числе Томас Манн, который использовал музыкальные знания Адорно при написании романа «Доктор Фаустус».
Под влиянием «Кризиса европейских наук» Гуссерля Адорно совместно с Хоркхаймером создал труд «Диалектика просвещения» (1947), в котором развивал идею, что «свет разума» (выражение Ф.Бэкона) современного общества внезапно погас перед критикой своей собственной структуры, став таким образом новой и опасной мифологией, подчиняя мир тоталитарному технологическому господству. В этой работе авторы показали, что процесс овеществления стандартизирует продукты культуры, вырабатывает у людей стереотипные реакции и клише в области мышления. Хотя здесь и критиковался марксовский техноцентризм, усвоенный им у Маркса «товарный фетишизм» доводился до философских и научных обобщений.
Вместе с Хоркхаймером Адорно был создан труд «Авторитарная личность» (1950), в котором дан философский, социологический и психоаналитический анализ различных типов личности в зависимости от склонности принять или не принять авторитарный тип руководства. В это время Адорно уже вернулся в Германию, участвовал в восстановлении Института социальных исследований, преподавал в Университете во Франкфурте.
На конференции Германского социологического общества в 1961 г. Адорно организовал «диспут о позитивизме». На этом диспуте один из активных критиков позитивизма Карл Поппер утверждал, что процесс познания происходит путем отбрасывания принятых теорий как несовместимых с фактами и выдвижения новых теорий, способных объяснить эти факты. В свою очередь Адорно отвергал этот «критический рационализм» Поппера, рассматривая эту концепцию как вариант позитивизма, так как несовместимость теорий с «фактами» была, по его мнению, необходимым выражением объективной антагонистической социальной реальности и именно последняя, а не изолированные Теории, должна быть критикуема и ниспровергнута. Адорно полагал, что это как раз и создает основы «критической теории общества», которая была заложена еще в 1930-х годах Хоркхаймером и теперь называлась «Франкфуртской школой».
В 1966 г. Ддорно публикует «Негативную диалектику», в которой дает развернутое изложение своих взглядов на характер диалектического развития общества и философии. В обществе, по его мнению, господствует негативность, которая является отрицанием как определенной системы понятий, так и реальности. Диалектика Гегеля и Маркса, с точки зрения Адорно, недостаточно негативна, так как результатом отрицания отрицания у них является позитивность. Негативная диалектика для Адорно - это «логика распада», которая приводит к всеобщему разрушению и гибели, при этом она должна обратиться и против себя самой. Методологическая роль «негативной диалектики» состоит в разработанной Ддорно критике культуры. По его мнению, в том или ином типе философского мышления бессознательно зашифровывается социально-историческая действительность, и эти шифры социального находят свое выражение в произведениях тех или иных мыслителей и писателей, которые представляют, по его мнению, ложную идеологию.
Критически рассматривая роль разума в общественном развитии и политические проблемы современности - тоталитаризм, антисемитизм и др.,- Ддорно полагает, что деятельность разума приводит к уничтожению самого себя. Поэтому, по его мнению, лишь искусство может обнаружить в себе «второе мышление», способное противостоять технической рациональности. Искусство в лице писателей, подобно Прусту, Валери, Кафке, Беккету, Седину, художников, подобно Кандинскому, Клее, музыкантов, подобно Д.Веберну, способно путем изобретения новых форм сказать «нет» миру потребления.
В 1949 г. Ддорно публикует «Философию новой музыки», в которой, защищая новую венскую школу в лице Д.Шенберга, Д. Берга, развивает на примере музыки свои идеи негативной диалектики. Задача искусства, по Ддорно, состоит в отрицании позитивного утверждения. Отрицание всего приводит в конце концов к отрицанию смысла, в частности в искусстве - к театру абсурда С.Беккета. Ддорно писал: «Я изучал философию и музыку. Вместо того, чтобы выбирать между ними, меня всю жизнь не покидало ощущение, что там и там я занимался поисками одного и того же».

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
8.19 мб

Теодор Адорно как теоретик искусства

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена одному из самых важных сочинений, написанных в XX в. по теории ис­кусства— «Эстетической теории» Теодора Адорно.
Читать PDF
892.38 кб

Вступ до філософії освіти Теодора Адорно

Віталій Брижнік
Стаття присвячена розгляду основних еле ментів філософії освіти Теодора Адорно. Було за уважено критичне ставлення цього соціального мислителя до «напівосвіти» як до культурного продукту індустріально-масової цивілізації.
Читать PDF
2.22 мб

Теодор В. Адорно - философ неидентичности

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
409.81 кб

Теодор Адорно и его «Эстетическая теория»: современный взгляд

Соловьева Г.Г.
В статье анализируется современная перцепция «Эстетической теории» Теодора Адорно, методолога Франкфуртской школы.
Читать PDF
475.43 кб

Теодор В. Адорно: основные этапы жизненного и творческого пути

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
142.43 кб

Концепция «Ускользающей реальности» в философии Теодора В. Адорно

Сивков Денис Юрьевич
В данной статье рассматривается концепция ускользающей реальности в контексте неклассической философии. Феномен ускользания реальности от познающего субъекта находится у таких авторов как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М.
Читать PDF
240.60 кб

"СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ" ТЕОДОРА АДОРНО И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Дамберг Сергей Вадимович, Семенков Вадим Евгеньевич
В эссе обсуждаются взгляды Теодора Адорно на современную музыкальную культуру. Авторы сравнивают концепцию Адорно с позицией современных российских исследователей, особенно Татьяны Чередниченко, последовательницей Адорно.
Читать PDF
377.82 кб

Взаємна представленість суб’єкта і об’єкта в “естетичній теорії” Теодора Адорно

О. В. Рябініна, М. В. Болотських
У статті подано аналіз ідей Т.Адорно щодо соціально-естетичного буття мистецтва у контексті актуальних змістів культурної рефлексії. Схарактеризовано дискурс Т.

Похожие термины:

  • АДОРНО Визенгрунд-Адорно Теодор

    немецкий философ, социолог, музыковед. В истории западной культуры видел нарастающее безумие разума, вызванное противостоянием природе, и утрату индивидуальной свободы. Согласно Адорно, совершаю