Адопцианство

Найдено 1 определение
Адопцианство
(Adoptionism).
Адопцианство проще всего определить как учение, согласно к-ром у Иисус в своей человеческой природе есть человек, ставший Богом по усыновлению.
Самый ранний из дошедших до нас трудов, содержащих это учение,  "Пастырь" Гермы; считается, что он написан братом епископа Римского ок. 150 г. н.э. В "Пастыре" об Иисусе говорится как о добродетельном человеке, избранном Богом; с Ним воссоединился Дух Божий. Иисус совершал деяния, к крым Его призвал Бог, но фактически сделал больше, чем от Него требовалось, и божественным велением Ему был присвоен статус Сына; Бог наделил Его великой силой и властью. Последователи этой христологии, объявленные в III в. еретиками, утверждали, что некогда их учение преобладало в Риме и было передано им апостолами.
Адопцианские воззрения нашли продолжение во IIIII вв. в динамическом монархианстве, учившем, что Христос  обычный человек, на крого сошла сила Божья и крый был затем усыновлен и признан Сыном Божьим. Возглавлял широко распространившееся движение Феодот, появившийся в Риме из Византия ок. 190 г. Феодот провозгласил, что Иисус  человек, родившийся от Девы посредством Св. Духа. После того как было испытано Его благочестие, на Него при крещении сошел Св. Дух. В этот момент Он стал Христом и обрел силу для особого служения. Но Он еще не был Богом в полной мере, а стал им только после воскресения. Римская церковь отлучила Феодота, а попытка его последователей основать в нач. III в. свою церковь оказалась малоуспешной.
Адопцианство представляло собой попытку объяснить божественную и человеческую природы во Христе и их соотношение. В период великих христологических споров IVV вв. всегда находились люди, крых обвиняли в адопцианских воззрениях. Однако это учение не находило широкого распространения вплоть до кон. VIII в., когда оно вызвало волнение в Испанской и Франкской церквях.
Элипанд, ок. 780 г. ставший епископом Толедо, в своих сочинениях о Троице высказывал мнение, что Христос усыновлен; вскоре Феликс, епископ Ургельский в Пиренеях, занял схожую позицию. Им противостояли многочисленные деятели Церкви; учение адопциан было осуждено тремя соборами при Карле Великом, крый в своих владениях считал себя главой Церкви и заботился о ее единстве. В борьбу с адопцианским учением внес вклад и папа Адриан I. Вскоре оба адопцианина принесли публичное покаяние. Однако у них оказалось много последователей, и, хотя предпринимались интенсивные попытки покончить с адопцианством, споры в Толедо не затихали еще несколько десятилетий. Возможно, тогдашней популярности адопцианства способствовали отголоски древней арианской ереси.
Адопцианство так никогда и не получило обоснованного опровержения, и схожие идеи высказывались в некрых схоластических писаниях позднего Средневековья.
H.F. Vos (пер. Ю. Т.)
Библиография: A. Harnack ,History of Dogma: A. Hauck,SHERK, 1,4850.

Источник: Теологический энциклопедический словарь