АДЕКВАТНОСТЬ
АДЕКВАТНОСТЬ
(лат. adaeguatus – уравненный, приравненный) – верное, равное, соответствующее, совпадающее и тождественное самой себе.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Адекватность
соответствие, соразмерность, верность, точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждениях и в других формах знания объективных связей и отношений действительности.
Адекватность
(от лат. adequates – приравненный, равный) – соответствие любых сущих в каком либо отношении. В гносеологии А. есть соответствие образа предмету, т.е. истинность знания. В аксиологии А. - соответствие любого сущего ценности как представлению субъекта о правде. В праксиологии А. – соответствие процесса и результата деятельности цели и правилам (правильность и эффективность)
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 77-89.
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 77-89.
АДЕКВАТНОСТЬ
термин, выражающий соответствие или совпадение по содержанию научных понятий или принципов, а также технологических приемов, в процессе применения которых могут быть получены одинаковые результаты. В теории познания адекватными считаются образ, знание, которые соответствуют своему оригиналуобъекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. Вопрос о степени А., т.е. о точности, полноте и глубине отражения объекта, связан с проблемами соотношения относительной и абсолютной истины, сущности и явления, критерия истины.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Адекватность
сознания или психики человека – это понятие, которое имеет несколько значений. В общем случае это некое соответствие поведения человека, которое диктуется близкими критериями самого человека и среды.
Адекватность материальному миру – это соответствие защитных реакций Человека таким воздействующим на него проявлениям материального мира, которые несут явную угрозу его существования, с тем, чтобы сохранить свою целостность.
Высший принцип природной адекватности, отражающийся в природном метаболизме в связи с этим можно сформулировать следующим образом: когда мы встраиваем свои личностные критерии, принятые человеком для повседневного руководства, в поле созидательных Критериев Природы непротиворечивым образом, то мы – созидатели положительного нового. Если же наши критерии противоречат созидательным природным, то мы – разрушители.
Адекватность материальному миру – это соответствие защитных реакций Человека таким воздействующим на него проявлениям материального мира, которые несут явную угрозу его существования, с тем, чтобы сохранить свою целостность.
Высший принцип природной адекватности, отражающийся в природном метаболизме в связи с этим можно сформулировать следующим образом: когда мы встраиваем свои личностные критерии, принятые человеком для повседневного руководства, в поле созидательных Критериев Природы непротиворечивым образом, то мы – созидатели положительного нового. Если же наши критерии противоречат созидательным природным, то мы – разрушители.
Источник: Краткий критериологический словарь
АДЕКВАТНОСТЬ
от лат. adaequatus — приравненный) — соответствие, равенство, эквивалентность. В теории познания А. означает соответствие (или сходство) отображения (образа, знания) оригиналу-объекту, благодаря чему они имеют характер объективных истин. А. представляет собой соответствие характеристик содержания образа, знания характеристикам оригинала. В научном познании особая роль принадлежит определению видов соответствия между структурами отображения и оригинала. В математизированном знании эти соответствия выражаются посредством математических отображений, или морфизмов, таких, как. изоморфизм и гомоморфизм, гомеоорфизм (при отображении топологических отношений и структур), разные виды подобия (геометрическое и др.) и эквивалентности. Установление вида структур (пространственных, временных, генетических и др.) я видов их соответствий оригиналу лежит в основе разнообразной познавательной деятельности (моделирования, расчета, прогнозирования, проектирования, конструирования) и деятельности практической. Уровень и степень А. отображения оригиналу-объекту оцениваются потрем основным показателям А.: 1) достоверность любого образа, знания (а для теоретического знания — его доказательность); 2) точность и полнота; 3) глубина, или существенность, отображения оригинала-объекта. Вопрос о степени А. отражения объекта связан с проблемой соотношения абсолютной и относительной истины, сущности и явления, критерия истинм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Адекватность
Полное или предположительно полное соответствие между двумя сущностями, в частности соответствие между идеей и ее предметом. Это соответствие во многом остается загадкой, поскольку речь идет о двух различных сущностях, не поддающихся абсолютно надежной проверке. Единственным способом могло бы стать сравнение предмета и его идеи, но, к сожалению, и то и другое известно нам исключительно в виде идей, которые мы генерируем о них.
Фома Аквинский (16) вслед за Авиценной (17) и Аверроэсом (18) дал определение истины как адекватного соответствия между вещью и интеллектом (adequatio rei et intellectus). Но возможным это соответствие делает то же, что вызывает его необходимость, потому что вещь и ее понимание две разные сущности. Адекватность – отнюдь не сходство. Идея круга не круглая, а идея собаки не лает, иначе говоря, в этих идеях нет ничего похожего на собаку или круг. Но, оставаясь в области мышления, эти идеи сообщают нам истину, неведомую ни кругу, ни собаке. «Под адекватной идеей, – пишет Спиноза, – я разумею такую идею, которая, будучи рассматриваема сама в себе, без отношения к объекту, имеет все свойства или внутренние признаки истинной идеи». Иначе невозможно было бы узнать, истинна ли она (поскольку сравнить ее с объектом можно лишь при условии, что он находится в нас, а это не так), и именно поэтому абсолютная истина непознаваема. Тем не менее, продолжает Спиноза, «истинная идея должна быть согласна со своим объектом». Вот это соответствие, или адекватность, и есть подлинная загадка мышления. Вселенная адекватна математике или математика адекватна Вселенной?
Разгадкой этой тайны мог бы быть только Бог. Но, несмотря на все усилия Спинозы, мы так и не имеем о нем адекватного представления.
Фома Аквинский (16) вслед за Авиценной (17) и Аверроэсом (18) дал определение истины как адекватного соответствия между вещью и интеллектом (adequatio rei et intellectus). Но возможным это соответствие делает то же, что вызывает его необходимость, потому что вещь и ее понимание две разные сущности. Адекватность – отнюдь не сходство. Идея круга не круглая, а идея собаки не лает, иначе говоря, в этих идеях нет ничего похожего на собаку или круг. Но, оставаясь в области мышления, эти идеи сообщают нам истину, неведомую ни кругу, ни собаке. «Под адекватной идеей, – пишет Спиноза, – я разумею такую идею, которая, будучи рассматриваема сама в себе, без отношения к объекту, имеет все свойства или внутренние признаки истинной идеи». Иначе невозможно было бы узнать, истинна ли она (поскольку сравнить ее с объектом можно лишь при условии, что он находится в нас, а это не так), и именно поэтому абсолютная истина непознаваема. Тем не менее, продолжает Спиноза, «истинная идея должна быть согласна со своим объектом». Вот это соответствие, или адекватность, и есть подлинная загадка мышления. Вселенная адекватна математике или математика адекватна Вселенной?
Разгадкой этой тайны мог бы быть только Бог. Но, несмотря на все усилия Спинозы, мы так и не имеем о нем адекватного представления.
Источник: Философский словарь.