способность обеспечить конкурентоспособность высшего учебного заведения в условиях изменения внешней среды путем изменения характера отношений с внешней средой и трансформации внутренней (организационно-управленческой, кадровой, финансовой, исследовательской) структуры.
При определении адаптивности как свойства образовательной системы принимаются во внимание три ключевых аспекта. Первый – связан с сохранением конкурентоспособности вуза как хозяйствующего субъекта на рынке образовательных услуг. В этом контексте адаптивность вуза предполагает обеспечение финансово-экономической безопасности вуза, т.е. продолжение образовательных, научно-исследовательских, финансово-хозяйственных, организационно-управленческих, кадровых и др. процессов, поддержание эффективности функционирования вуза как в терминах конкурентоспособности, так и в терминах соотношения затрат и результатов, продолжение социального, кадрового воспроизводства, т.е. создание условий, обеспечивающих рост потребления и улучшение социальной, корпоративной идентификации коллектива вуза. Второй аспект в определении адаптации – это изменение характера отношений с внешней средой, состоящей из двух оболочек: макро- и микроокружения. Макроокружение включает экономические, политические, социальные, демографические и научно-технические факторы. В микроокружение вуза входят юридические и физические лица, которые имеют определенный контакт и отношения с учебным заведением в процессе его деятельности на рынке образовательных услуг.