общее название религ. сект, проповедовавших возвращение к безгрешной райской жизни Адама и Евы, божественность естеств. чувств, культ наготы, общность имущества и т. д. Христ. писатели первоначально называли А. аскетич. секты сев.-афр. гностиков (2 в.). В кон. 14 в. в Болгарии учение А. распространялось проповедником Феодоси-ем. Значительным было влияние А. в Чехии и Моравии в нач. 15 в. Чешские А. составляли левое крыло таборитов. Их учение было направлено против эксплуатации и насилия, против частной собственности. Они отрицали всякую церк. орг-цию, релит, обрядность и семью.
АДАМИТЫ
АДАМИТЫ
Источник: Атеистический словарь
АДАМИТЫ
одна из сект левого крыла таборитов. К. Маркс характеризовал эти секты как «народно-революционные, евангелически-коммунистически-республиканские» (Архив Маркса и Энгельса. Т. VI, с. 224). Их основатели - Петр Каниш, Ян Быдлинский, Мартин Гуска, Вацлав Коранда и др. - восприняли и радикализировали учение иммигрировавших в Чехию пикардов, альбигойцев и беггардов. А. призывали «вернуться» к безгрешной жизни, к-рую, по церк. преданиям, вел библ. Адам до «грехопадения». Они выступали против эксплуатации и насилия и мечтали об обществе, где не будет никакой собственности и люди будут жить, как братья, отрицали всякую церк. орг-цию и обрядность, отрицали также семью (во имя «райской невинности»). Приближаясь к атеизму, А. высказывали мысль, что бог и дьявол существуют только в сердцах людей. В Христе они видели лишь человека. Учение А., привлекавшее гор. и сельскую бедноту, встревожило имущие слои таборитов. По настоянию последних, А. были изгнаны из Табора и из лагеря в Пржибеницах, а затем разгромлены при Клокотах (1421). Большинство А. погибло в бою, многие захваченные в плен, в т. ч. П. Каниш и М. Гуска, были сожжены. Отряды Яна Жижки довершили разгром остатков А. на Юге Чехии. Расправа над плебейским течением сузила социальную базу движения таборитов, что явилось одной из важных причин их собств. поражения.
Адамитами, или адамианами, христ. писатели называли также аскетич. секты гностиков II—III вв. (см. Гностицизм), присциллиан, манихеев (см. Манихейство). В XII—XIV вв. так называли также крестьянско-плебейские еретич. секты вальденсов, беггардов, «братства свободного духа» и др., в XV—XVI вв. - анабаптистов. А. И, Коробочко
Адамитами, или адамианами, христ. писатели называли также аскетич. секты гностиков II—III вв. (см. Гностицизм), присциллиан, манихеев (см. Манихейство). В XII—XIV вв. так называли также крестьянско-плебейские еретич. секты вальденсов, беггардов, «братства свободного духа» и др., в XV—XVI вв. - анабаптистов. А. И, Коробочко
АДАМИТЫ
мифическая раса, допотопные люди первого поколения человеческого генезиса. Другое название — дети Адама. Значительно превосходили современных людей по интеллекту, физической силе и продолжительности жизни. Согласно эвсемеристским концепциям, адамиты — это древние языческие боги. В современной литературе проводится идентификация адамитов с атлантами. Первое поколение детей Адама, адамитов, составляли Авель, Каин и Сиф. Авель являлся создателем скотоводства, Каин — земледелия. Первый из них символизировал разум, второй — грубую силу. Современное человечество, как потомство Сифа, обладает промежуточными качествами между указанными полюсами. Сифу приписывалось создание оккультных наук. Благодаря обретенным способностям он смог дойти до ворот земного рая, куда ему преградил путь ангел с пылающим мечом. Сифу было дано откровение Божественного имени и Священной истории. Последующая эзотерическая традиция различных направлений восходит к Сифу. Ее сохранил и передал своим сыновьям Ной. По гностической версии, генезис оккультных знаний связан с Каином. Иногда его считают сыном Люцифера, а не Адама. Каинитов противопоставляют адамитам. Считается, что потомками Каина были созданы первые города. С этой мифологемой связано представление о лежащей на городах «каиновой печати» как источника социальной дисгармонии. Сыновья Каина изобрели кузнечное дело, дочери — музыкальные инструменты. Не случайно кузница считалась средоточением инфернальных духов. Кузнецов многие воспринимали как магов. Существовало также представление, что успех в игре на музыкальных инструментах может быть достигнут лишь при заключении договора с дьяволом. К потомкам Каина относился и великий архитектор Адонирам. По традиционным представлениям Каин и его потомство обречены на вечные скитания. Изгнанные в землю Нод, они пережили потоп. Грех братоубийства определяется, как каинов, именно с этим толкованием связано прозвище киевского князя Святополка, подославшего убийц к братьям Борису и Глебу, — «Окаянный». Ко временам адамитов относится разделение на расы семитов, хамитов и яфетидов, ведущих происхождение от детей Ноя — Сима, Хама и Иафета. Семитам предвещались особые успехи в религиозном служении. Хамитам, проклятым за грех своего прародителя, суждено пребывать в рабском состоянии. Яфетидам были предначертаны занятия науками и искусством. Вне библейской истории расового генезиса оказывались многие другие расовые типы. На основании факта этого ограничения был сконструирован идеомиф о праадамитах. Опираясь на универсальность легенды об адамитах, с ними связываются на лингвистическом уровне санскритское слово adim, означающее первый, имя финикийского бога Адона, индийские солнечные божества Адиты, мусульманский Шед-Ад и др. Со времен античности существует тенденция считать древнейшие цивилизации наследием адамитов или праадамитов: адамитов идентифицируют то с олимпийскими богами, то с их противниками — титанами. Так, Гесиод сообщал о времени «золотой расы», а Блаженный Августин писал о «городе Бога», где проживали идеальные первочеловеки. Эзотерик Мигель Серрано дифференцировал антропоморфных обитателей земли на големов, адамитов и люциферитов. Големы есть биороботы, инструменты в руках Демиурга, лишенные каких бы то ни было духовных стремлений. Напротив, люцифериты — дети Венеры, представляют силы света, ведущие борьбу против материальной объективизации. Адамиты есть поле соперничества Демиурга (материя) и Люцифера (дух). В лучшем случае они пытаются преодолеть цепь перерождений, в худшем — ведут животную жизнь. Адамитами называли себя также последователи еретического учения о возвращении к состоянию невинности, в котором пребывал Адам на момент сотворения. Они приходили на свои собрания в голом виде, отвергали семью и брак, утверждали безгрешность естественного состояния. Нудистские общины садомитов имели распространение среди североафриканских гностиков II в., в Болгарии XIV–XV вв., в Чехии эпохи гуситских войн. Секта была разгромлена вождем Яном Жижкой. Источ.: Щербаков В. И. Все об Атлантиде. М., 1990; Нилус С. А. Близ есть при дверех. СПб., 1996; Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия