Адам, последний

Найдено 1 определение
Адам, последний
(Adam, The Last).
В1К0р15:45ап. Павел называет Иисуса Христа "последним Адамом" (hoeschatos Adam), в противоположность "первому человеку Адаму" (ho protos anthropos Adam ). Такой параллельюпротивопоставлением подчеркивается преемственность человеческого рода. Однако "последний Адам ", представляющий новое человечество, настолько превосходит " первого ", что он получает определение "духа животворящего" (рпеита ?????? оип ), в то время как "первый Адам"  лишь "душа живущая" (psychen zosan ). Контраст усиливается подчеркнуто антитетической стилистикой у Павла, противопоставляющего Адама Христу в 1 Кор 15:4649:
46: "душевное" "духовное" (psycliikon) (pneumatikon)
47: "первый человек" "второй человек" (ho (hoprotos anthropos) deuteros anthropos)
"изземли, перст "с неба" (ехоигапои) ный" (ekges,choikos)
48: " каков перстный, "каков небесный, таковы и перст ковы и небесные" (hoiosho (hoioshoepouranios, choikos, toioutoi kai toioutoi kai hoi hoichoikoi) epouranioi)
49: | какмыносили "будем носить и образ образперстного" небесного" (kathos ephoresamen (phoresomen kai ten ten cikona tou choikou) eikona tou epouraniou)
Такое }? ? противопоставление Адама и Христа  как смерти и воскресения  обнаруживается в 1 Кор 15:2122:
Второй Адам
"так чрез человека и воскресение мертвых "(kai di anthroрои anastasis nekron) "так во Христе все оживут" (houtoskai en to Christdpantes zoopoiethesontai)
Первый Адам
21: "каксмертьчрез человека "(epeide gardi anthropou thanatos)
22: "как в Адаме все умирают" (hosper gar en to Adam pantes apothneskousin)
Контраст Адама и Христа подчеркивается и в Рим 5:1419, где ап. Павел описывает первого Адама в следующих категориях: неповиновениегрех судосуждениесмертьмногие=все. Иисус Христос как второй Адам описывается в прямо противоположных категориях: покорностьблагодатьдар благодатиоправданиеоставление греховправедностьжизнь  многие=все. Величайшее значение Христа как второго Адама ап. Павел формулирует с помощью излюбленного выражения "тем более" (polio mallon,  5:15,17 и 10), из крого выявляется христологическоесодержание "темболее" в провозвестии самого Иисуса (Мф 6:30; 7:11). Та же мысль обнаруживается в Ин 5:2129; Рим 1:35; 6:511; 2К0р 5:14,17; Флм 2:511).
R.G. GRUF.nl.bR (пер. Ю.Т.) Библиография: С. К. Barret, From First Adam to Last: O. Cullmann, The Christology of the NT; R. Scroggs, The Last Adam; W. D. Davies, Paul and Rabbinic Judaism.
См. также: Адам; Воплощение.

Источник: Теологический энциклопедический словарь