АДАБ

Найдено 1 определение
АДАБ
термин, к-рым в арабо-исламской мысли обозначается, в частности, морально-дидактическая лит-ра. Основное значение термина - жанр сборников образцов изящной словесности, прежде всего поэзии, а также отрывков из Корана и сунны.
В дальнейшем адабная лит-ра обогатилась за счет включения терминологии и образцов сочинений из различных наук. Ибн Халдун называет в «ал-Мукаддима» («Введение») четырех основных, с его точки зрения, представителей жанра А. в этом смысле слова (Ибн Кутайба, ал-Мубаррад, ал-Джахиз и Абу 'Али ал-Кали ал-Багдади). Словом «А.» именовался также жанр тех сборников греч. афоризмов, к-рые носили в основном этически-наставляющий характер (см. Перипатетизм арабоязынный). Позднее значение термина расширилось, и он стал обозначать морально-дидактическую лит-ру, не имеющую прямого отношения к греч. оригиналам, но опирающуюся на исламскую традицию (напр., «'Адаб ад-дин ва ад-дуниа» ал-Маварди). Кроме того, термин «А.» имеет значение, близкое или прямо выводимое из понятия «предписанное и запретное» (ал-'амр ва ан-нахи), и в этом смысле употребляется в лит-ре фикха (см. Мусульманская этика). Так, можно говорить об «А. паломничества» (правила совершения ритуальных действий во время хаджжа) или «А. чтения Корана» (когда можно и когда нельзя брать в руки Коран, в каком месте читать, на какую подставку класть, и т.д.).
В качестве морально-дидактических адабные рассуждения строятся вокруг основного тезиса — необходимости «воздания должного». А., т.о., оказывается рассуждением о «приличии» в прямом смысле этого слова — о том, какое отношение и какое поведение «приличествует» той или иной вещи или человеку. Понятия «наиболее достойного» (ал-аслах) и «наиболее приличествующего» (ал-алиак), разрабатывавшиеся в каламе и исмаилизме, характерны и для других школ араб. средневековой мысли. Эти понятия, обладающие в исламской культуре высокими коннотациями, связаны с понятием «должного» (ваджиб), к-рое в свою очередь непосредственно сопряжено с категорией «право» (хакк). А., или наука о приличиях, опирается поэтому на понимание того, что «должно» в отношении той или иной вещи или человека и чем та вещь или тот человек обладает «по праву», и стремится сформулировать практические рецепты поведения, к-рое не нарушало бы таких «прав» и воздавало бы «должное». Сфера таких регламентации фактически неограничена, и в зависимости от красноречия и таланта автора может включать в себя все мыслимые предметы мироздания. Общеисламский А. опирается на то понимание «должного», к-рое выражено в шариате в категориях «ваджиб» (необходимое) и «сунна», или «мандуб» (рекомендуемое). Обширный материал хадисов и лит-ры вокруг них составляет почти неисчерпаемую почву адабных рассуждений. Каждая из школ араб. философской мысли добавляет к этому, в общем и целом признаваемому (за возможными исключениями, вызванными доктринальными расхождениями, какими, напр., для исмаилизма являются вопросы имамата и роли и места Али в наследовании власти) корпусу что-то свое в зависимости оттого, что именно считается должным и на что она считает необходимым обратить внимание своих последователей. А.В.Смирнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
152.26 кб

Адаб как нравственный компонент исламской культуры

Якупов М. Т., Шутова Н. С.
Современный ислам продолжает сохранять свою социокультурную потенцию, позволяя умме сберечь духовные традиции в условиях глобализации.