АД и РАЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АД и РАЙ
по религ. представлениям, два противоположных по своему назначению царства загробного мира, куда после смерти человека в воздаяние за его земную жизнь попадает его душа: в ад - для наказания за грехи, в рай - за добродетели. Ад рисуется мрачным подземельем, геенной огненной, где властвует Сатана, а бесы подвергают душу вечным мучениям, рай - небесным царством покоя, радости и блаженства. В отличие от католицизма, православие не признает чистилища - чего-то промежуточного между А. и Р. Церк. учение об А. и Р. выполняет социальную функцию примирения человека с тяготами земной жизни, обещая ему за смирение посмертную райскую награду, а в учении об аде, где за непокорность и грехи душу ждут вечные мучения, внушает иллюзор. представление о справедливости, данной свыше. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать А. и Р. в аллегории., духовном смысле не встречают одобрения в совр. офиц. правосл. доктрине.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

АД и РАЙ
согласно релит, верованиям, места, куда отправляются души умерших людей; ад (от греч. hades - подземное царство) - место посмертных мучений грешников; рай (др.-евр. - эден или эдем) - посмертное местопребывание праведников. Представления о загробном мире сложились на почве непонимания первобытн. людьми таких явлений, как жизнь и смерть, и веры в бессмертие, в посмертное существование чело-веч. личности. Наличие таких верований у др. людей доказывают находки в местах погребений: умерших хоронили с оружием, пищей, домашней утварью, т. е. всем необходимым для жизни. В дальнейшем складываются воззрения о том, что бессмертны только души, а не тела. Загробный мир в эпоху первобытн. общества мыслился как улучшенная копия земной жизни: умершие там всегда удачно охотились, в избытке собирали съедобные плоды и коренья. С возникновением клас. общества, с формированием его репрес. аппарата, с появлением идеи посмертного воздаяния за земное поведение первоначально единое для всех царство мертвых в релит, представлениях раздваивается на рай — место вечного блаженства праведников и ад - место мучений грешников. Однако представления о рае и аде не сразу объединяются в религиях др. мира в единое понятие загробного мира. Так, напр., др. египтяне верили в райскую жизнь праведников на св. полях Ялу (Налу), но при этом считали, что грешников пожирала злая богиня сразу же после «страшного суда» бога Осириса. Др. греки считали, что большинство умерших попадают в мрачное подземное царство бога Аида и только немногие избранные поселяются после смерти на Елисейских полях, маздеизме, религии др. иранцев, концепции рая и ада сливаются в одно целое. В таких мир. религиях, как христианство и ислам, уже встречаются четкие представления о загробном мире как о рае и аде. Эти представления на протяжении веков выполняли соц. функцию примирения человека с клас.-эксплуатат. строем, обещая ему посмертную награду за все тяготы земной жизни. Совр. богословы, стремясь примирить траднц. картины ада как подземной геенны огненной и рая как прекрасного сада с воззрениями совр. человека, утверждают, что рай и ад надо понимать не букв., не в физич. смысле, не как реальные наслаждения или мучения, а как духовное чувство удовлетворенности или нравств. муки и угрызения совести, к-рые переживают души праведников и грешников после смерти.

Источник: Атеистический словарь

АД и РАЙ
по религ. представлениям - места, куда после смерти человека попадает его «душаъ в воздаяние за поведение в земной жизни: в ад - для наказания мучениями за нарушение предписаний религии и духовенства, в рай - для награды «блаженством» за следование этим предписаниям. Ад, «геенна огненная», обычно рисуется в религ. сознании страшным подземельем, в к-ром царствует Сатана или подобное божество зла, рай - небесным царством. В религиях доклассового общества не было представлений об аде и рае. В более ранних ветхозав. книгах Библии об аде не упоминается вовсе, а рай изображен просто прекрасным земным садом, в к-ром обитали не души умерших, а живые и телесные «первочеловеки». Вера в ад и рай как посмертные обиталища душ и места воздаяния возникла и развилась вместе с возникновением классов в обществе. Она явилась своеобр. формой выражения пассивного протеста против социальной обездоленности людей, бессильных побороть эксплуатат. гнет. Если не на земле, то хоть в раю угнетенные массы надеялись получить те блага, какими они не могли пользоваться при жизни, а в аду они хотели увидеть своих притеснителей. Т. о., вера в ад и рай явилась формой утешения для «страждущих и обремененных» в эксплуатат. обществе; она давала также выход их бессильному чувству мести.
Церк. орг-ции, ставшие опорой эксплуатат. господства, тщательно разработали учения о воздаянии, аде и рае, придав им иное толкование и превратив их в сильнейшее орудие господства над верующими, орудие запугивания, террора и духовного одурманивания масс. По этим учениям, с нек-рыми различиями принятым в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме и др. совр. религиях, в ад попадают все, кто не выполняет предписаний церкви, духовенства не только в чисто религиозных, но и в социальных вопросах: все, кто не признает установлений о покорности эксплуататорам и их гос-ву, восстает против прав собственности помещиков, капиталистов и т. д. - в первую очередь революционеры, а также борцы за передовые идеи, науку. Рай же обещается церковью трудящимся в «награду» за терпение, смирение, покорность своей судьбе, страдания в жизни, а эксплуататорам - за проявления «милосердия к бедным», дешевую благотворительность. Учения и представления об аде и рае помогают эксплуатат. классам держать в подчинении трудящихся. В условиях же социализма они отвлекают верующих от активного участия в решении задач общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.