АД и РАЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АД и РАЙ
по религ. представлениям, два противоположных по своему назначению царства загробного мира, куда после смерти человека в воздаяние за его земную жизнь попадает его душа: в ад - для наказания за грехи, в рай - за добродетели. Ад рисуется мрачным подземельем, геенной огненной, где властвует Сатана, а бесы подвергают душу вечным мучениям, рай - небесным царством покоя, радости и блаженства. В отличие от католицизма, православие не признает чистилища - чего-то промежуточного между А. и Р. Церк. учение об А. и Р. выполняет социальную функцию примирения человека с тяготами земной жизни, обещая ему за смирение посмертную райскую награду, а в учении об аде, где за непокорность и грехи душу ждут вечные мучения, внушает иллюзор. представление о справедливости, данной свыше. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать А. и Р. в аллегории., духовном смысле не встречают одобрения в совр. офиц. правосл. доктрине.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

АД и РАЙ
согласно релит, верованиям, места, куда отправляются души умерших людей; ад (от греч. hades - подземное царство) - место посмертных мучений грешников; рай (др.-евр. - эден или эдем) - посмертное местопребывание праведников. Представления о загробном мире сложились на почве непонимания первобытн. людьми таких явлений, как жизнь и смерть, и веры в бессмертие, в посмертное существование чело-веч. личности. Наличие таких верований у др. людей доказывают находки в местах погребений: умерших хоронили с оружием, пищей, домашней утварью, т. е. всем необходимым для жизни. В дальнейшем складываются воззрения о том, что бессмертны только души, а не тела. Загробный мир в эпоху первобытн. общества мыслился как улучшенная копия земной жизни: умершие там всегда удачно охотились, в избытке собирали съедобные плоды и коренья. С возникновением клас. общества, с формированием его репрес. аппарата, с появлением идеи посмертного воздаяния за земное поведение первоначально единое для всех царство мертвых в релит, представлениях раздваивается на рай — место вечного блаженства праведников и ад - место мучений грешников. Однако представления о рае и аде не сразу объединяются в религиях др. мира в единое понятие загробного мира. Так, напр., др. египтяне верили в райскую жизнь праведников на св. полях Ялу (Налу), но при этом считали, что грешников пожирала злая богиня сразу же после «страшного суда» бога Осириса. Др. греки считали, что большинство умерших попадают в мрачное подземное царство бога Аида и только немногие избранные поселяются после смерти на Елисейских полях, маздеизме, религии др. иранцев, концепции рая и ада сливаются в одно целое. В таких мир. религиях, как христианство и ислам, уже встречаются четкие представления о загробном мире как о рае и аде. Эти представления на протяжении веков выполняли соц. функцию примирения человека с клас.-эксплуатат. строем, обещая ему посмертную награду за все тяготы земной жизни. Совр. богословы, стремясь примирить траднц. картины ада как подземной геенны огненной и рая как прекрасного сада с воззрениями совр. человека, утверждают, что рай и ад надо понимать не букв., не в физич. смысле, не как реальные наслаждения или мучения, а как духовное чувство удовлетворенности или нравств. муки и угрызения совести, к-рые переживают души праведников и грешников после смерти.

Источник: Атеистический словарь

АД и РАЙ
по религ. представлениям - места, куда после смерти человека попадает его «душаъ в воздаяние за поведение в земной жизни: в ад - для наказания мучениями за нарушение предписаний религии и духовенства, в рай - для награды «блаженством» за следование этим предписаниям. Ад, «геенна огненная», обычно рисуется в религ. сознании страшным подземельем, в к-ром царствует Сатана или подобное божество зла, рай - небесным царством. В религиях доклассового общества не было представлений об аде и рае. В более ранних ветхозав. книгах Библии об аде не упоминается вовсе, а рай изображен просто прекрасным земным садом, в к-ром обитали не души умерших, а живые и телесные «первочеловеки». Вера в ад и рай как посмертные обиталища душ и места воздаяния возникла и развилась вместе с возникновением классов в обществе. Она явилась своеобр. формой выражения пассивного протеста против социальной обездоленности людей, бессильных побороть эксплуатат. гнет. Если не на земле, то хоть в раю угнетенные массы надеялись получить те блага, какими они не могли пользоваться при жизни, а в аду они хотели увидеть своих притеснителей. Т. о., вера в ад и рай явилась формой утешения для «страждущих и обремененных» в эксплуатат. обществе; она давала также выход их бессильному чувству мести.
Церк. орг-ции, ставшие опорой эксплуатат. господства, тщательно разработали учения о воздаянии, аде и рае, придав им иное толкование и превратив их в сильнейшее орудие господства над верующими, орудие запугивания, террора и духовного одурманивания масс. По этим учениям, с нек-рыми различиями принятым в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме и др. совр. религиях, в ад попадают все, кто не выполняет предписаний церкви, духовенства не только в чисто религиозных, но и в социальных вопросах: все, кто не признает установлений о покорности эксплуататорам и их гос-ву, восстает против прав собственности помещиков, капиталистов и т. д. - в первую очередь революционеры, а также борцы за передовые идеи, науку. Рай же обещается церковью трудящимся в «награду» за терпение, смирение, покорность своей судьбе, страдания в жизни, а эксплуататорам - за проявления «милосердия к бедным», дешевую благотворительность. Учения и представления об аде и рае помогают эксплуатат. классам держать в подчинении трудящихся. В условиях же социализма они отвлекают верующих от активного участия в решении задач общества.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
161.39 кб

Югослав Райкович

Читать PDF
228.52 кб

Субкультурные районы Токио

Денисова Алиса Ивановна
Тема зарождения молодежных субкультур долгое время сохраняет актуальность. Особенно интересны субкультуры, формирующиеся на национальной основе. Японские молодежные субкультуры неразрывно связаны с уличной модой.
Читать PDF
471.91 кб

В границах Куйтинского района

Новиков Павел Александрович
Читать PDF
790.98 кб

Карта ижевско-воткиского района

Читать PDF
176.47 кб

Переводы из Райнера Марии Рильке

Елена Зейферт
Читать PDF
2.57 мб

Стереотипы внутригородских районов

Пузанов К. А.
Статья посвящена описанию методики изучения обыденных внутригородских районов, созданной на основе полевых исследований в таких городах, как Сан-Франциско, Хабаровск, Пермь и Смоленск.
Читать PDF
5.16 мб

ПИСЬМА В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДУ И З.Н. РАЙХ

Иванов-Разумник Р.В., ,
Читать PDF
148.99 кб

Братья Райт: первый прорыв в авиации

Князюк С.О.
Рассматривается краткое описание истории покорения неба, значение братьев Райт в авиации, их первый, первопроходческий полет.
Читать PDF
645.42 кб

Субфоссильные лошади района г. Москвы

Л. И. Алексеева
Читать PDF
511.96 кб

Молодежь Южного района Пензы в 1937 г

Якимов Кузьма Александрович
На основе материалов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области представлены результаты просопографического исследования коллективного облика молодёжи Южного района г. Пенза в 1937 г.
Читать PDF
254.23 кб

Сирин и алконост - райские птицы-девы

И.Г.
Читать PDF
208.25 кб

Райские локусы в лирике Анны Ахматовой

Меркель Елена Владимировна
В статье в процессе анализа структуры и динамики пространственных отношений в поэтической системе Анны Ахматовой, конечной целью которого является постижение важнейших закономерностей художественного мира автора, вычленяется один
Читать PDF
273.16 кб

Андрей Райкин. Первый пейзажист Европы…

Э.Ж.
Читать PDF
109.42 кб

К вопросу о терминах «Район» и «Регион»

Кудрявцев Андрей Федорович
Проводится анализ происхождения и значения терминов «район» и «регион».
Читать PDF
504.44 кб

Траектория исканий (Райнер Мария Рильке)

Демченко Александр Иванович
Райнер Мария Рильке начинал с вещей достаточно простых и как сугубый лирик. Цветение его раннего творчества было во многом созвучно тому, что мы обычно соотносим с поэтикой Серебряного века.

Похожие термины:

  • РАЙМБХЬИ

    Санскр.) Класс богов в пятой Манвантаре.
  • РАЙНИС Ян

    наст. фамилия Пли-екшанс Янис, 1865-1929) - латышек. революц. поэт. Р. был убежденным материалистом и воинств. атеистом. В своих произведениях он критиковал проповедь покорности, фатализма, те-леологизма;
  • РАЙТ Артур

    1913 - 1976. Синолог, проф. Иельского ун-та. При весьма широком круге науч. и педагогич. интересов (политология, философия, история, религиоведение, культура Китая) гл. место в его исследованиях занимает п
  • Миллс Райт

     (1916—62) — социолог и публицист. В трудах, написанных с позиций буржуазного либерализма, изобразил яркую картину упадка буржуазной демократии в США, показал всевластие олигархии, состоящей из пред
  • АРОН РАЙМОН

    фр. философ, социолог и публицист, один из авторов концепций “единого индустриального об-ва” и деидеологизации. Разрабатывал т. наз. критическую философию истории. Отрицал объективный характер и
  • Карл Раймунд

    28 июля 1902, Вена17 сентября 1994, Лондон; похоронен в Вене) — философ и логик. Отец был профессором права, мать — музыкантом. В 1918 поступил в Венский университет, где изучал математику, физику, историю му
  • РАЙЛ Гилберт

    англ. философ, один из лидеров т. наз. лингвистической философии, проф. философии в Оксфорде. Для Р. задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания н
  • РЮЙЕР Раймон

    французский философ (р. Плэнфэин, Вогезы, 1902). Теоретик науки и метафизик. Его философия жизни изложена в трудах: «Очерки по структурной философии» (1930), «Сознание и тело» (1936), «Элементы психобиологи
  • Райт, Джон Дж

    Wright, John G.; настоящее имя Джозеф Ванцлер) (1902-1956) - член КЛА и один из выдающихся идеологов в СРП. Являлся также переводчиком работ Троцкого на английский язык.
  • ИОНЕСКУ Райку

    (20 авг. 1872 – 20 апр. 1895) – рум. публицист и лит. критик. Окончил Ясский ун-т (1893). Критикуя органич. теорию общества, И. доказывал ложность утверждения Спенсера о возможности добровольного кооперирован
  • Райл Джилберт

     (р. 1900) — англ. философ, один из лидеров т. наз. лингвистической философии, проф. философии в Оксфорде. Для Р. задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного п
  • РАЙХЕНБАХ Ханс

    (1891—1953) — немецко-американский философ, наряду с Р. Карнапом (см.) являлся ведущим представителем неопозитивизма (см.). Внес значительный вклад в развитие вероятностной логики. Пожалуй, самая харак
  • Раймунд Луллий

    ок. 1232–1316), каталонский мистик и миссионер, изучивший еврейскую каббалу и использовавший ее в мистической мнемотехнике и криптографии. Как большинство интеллектуалов своего времени, занимал дву
  • Луллий Раймунд

    ок. 1232–1316), каталонский мистик и миссионер, изучивший еврейскую каббалу и использовавший ее в мистической мнемотехнике и криптографии. Как большинство интеллектуалов своего времени, занимал дву
  • Райх Вильгельм

    род. 24 марта 1897, Галиция - ум. 3 нояб. 1957, Льюисбург, США) - австр.-амер. врач и психолог, фрейдист. С 1933 - в США. По Райху, любой тоталитарный строй основан в конечном счете на сексуальном подавлении, стано