теория акторских сетей, исследовательский подход в социологии науки и техники, сформировавшийся в 1980-х гг. во Франции (основные представители – М.Каллон, Б.Латур, Дж.Лоу и др.). ANT рассматривает научные и технические инновации как часть социальных и дискурсивных структур, поддерживающих их существование и определяющих их сущность. В центре внимания теории акторских сетей – процессы, в ходе которых субъекты стабилизируют и поддерживают некоторые устойчивые «состояния дел» – гетерогенные сети, состоящие из одушевленных и неодушевленных акторов (актантов): людей, организаций, материальных и технических объектов, знаний и верований, институтов, живых существ и т.д. Связываясь на дискурсивном уровне, такие «сети акторов», актуализируемые и поддерживаемые благодаря деятельности заинтересованных лиц – «менеджеров проекта» и «представителей», – остаются стабильными до тех пор, пока не наталкиваются на противодействие со стороны конкурирующих «проектов» либо со стороны самих акторов.
Напр., при попытке внедрения в 1970-х гг. во Франции электромобиля (VEL) его создатели встали перед необходимостью решать самые различные проблемы (научные, технические, маркетинговые, социальные) и устанавливать связи между самыми различными объектами: новыми свинцовыми аккумуляторами, растущими ценами на нефть, экологическим движением, статусным символизмом персонального автомобиля, муниципалитетами и т.д. И, казалось бы, простой объект – электромобиль – оказывается состоящим из самых разных ингредиентов: электронов, свободно скачущих между электродами; потребителей, отвергающих символ автомобиля с ДВС и готовых инвестировать в общественный транспорт; Министерства Качества Жизни, устанавливающего уровень допустимого шума для транспортных средств; Рено, согласного превратиться в производителей корпусов для машин; свинцовых аккумуляторов с улучшенными характеристиками; и постиндустриального общества, идущего своим путем [Callon M. The Sociology of an Actor-Network: The Case of the Electric Vehicle//Mapping the Dynamics of Science and Technology/Ed. by M.Callon, J.Law and A.Rip. Houndmills, L.: Macmillan, 1986. Р. 19–34]. С точки зрения теории акторских сетей, все эти разнородные сущности в равной мере важны, и все они должны рассматриваться в качестве конститутивных элементов самого технического объекта (VEL), а неудача в попытках стабилизации проекта может быть вызвана и неспособностью создать аккумулятор с требуемыми техническими характеристиками, и падением цен на бензин, и сопротивлением со стороны Рено. Любой «актор» может начать свою «контр-игру».
Т.о., ANT рассматривает отдельный объект, который, на первый взгляд, обладает фиксированным значением, как состоящий из множества гетерогенных сущностей, образующих реляционную структуру, которая и определяет его значение и поддерживает его существование. Скрывающаяся за этим объектом акторская сеть на самом деле подвижна, она меняет фокус внимания и трансформируется в ответ на встающие проблемы, а соответственно, меняет смысл и самого объекта. Учитывая, что акторская сеть носит ярко выраженный семиотический характер, а трансформации объектов происходят в первую очередь на символичесом уровне, ANT можно считать близким к этнометодологии и дискурс-анализу социологическим подходом, отличающимся от последних тем, что в качестве объекта изучения в ANT выступают сущности не чисто социальной, но материальной и технической природы. Т.о., теория акторских сетей представляет собой способ социологического изучения материального.