АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ
АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ
одна из осн. абстракций математики и логики, позволяющая говорить об одинаковых объектах как об одном и том же объекте. А. о. представляет собой "образование абстрактного понятия путем объединения, отождествления предметов, связанных отношением типа равенства, путем отвлечения (абстрагирования) от всех различий таких предметов" (А. А. Марков). См. Алгоритм. Лит.: Марков А. А., Теория алгорифмов, М., 1954 (гл. 1).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
абстракция отождествления
АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ — способ формирования общих абстрактных понятий, заключающийся в том, что уже при самом первом ознакомлении с какими-либо реальными, осязаемыми объектами мы начинаем далее принимать во внимание лишь те из различий этих объектов, которые по тем или иным причинам оказываются для нас существенными, а другие — несущественные — мы игнорируем. Объекты, отличающиеся друг от друга лишь несущественным для нас образом, мы начинаем считать одинаковыми. В речевом аспекте абстракция отождествления проявляется в том, что о двух реальных объектах мы — отождествляя их — начинаем говорить как об одном и том же абстрактном объекте, закрепив за ним соответствующий термин. Так, напр., отождествляя одинаковые реальные буквы (слова, алфавиты) мы приходим к понятию абстрактной буквы (абстрактного слова, абстрактного алфавита). В связи с этим в гносеологическом плане абстракция отождествления оказывается важнейшим объектообразующим фактором. Особенно интересен случай, когда в процессе применения к реальным объектам абстракции отождествления производится отвлечение от временной изменчивости этих объектов, в итоге приводящее к возникновению как бы «вечных», «неразрушимых» абстрактных объектов. Такого рода применения абстракции отождествления особенно типичны для математики, объекты рассмотрения которой в известном смысле «вечны» и «неразрушимы» — в отличие от объектов реальных. Так, конкретный реальный объект (напр., стол) можно разрушить, в то время как натуральное число (напр., «нуль») разрушить нельзя. С лингвистической стороны это находит свое выражение в том, что в «суперточных» математических языках (напр., в формализованных языках с их точным синтаксисом и семантикой) временной аспект отсутствует вообще, а в привычных математику фрагментах «обиходного» языка глаголы, применяемые, напр., в прикладной деятельности или в преподавании, как правило, употребляются в настоящем времени: о числе «нуль» невозможно сказать, что оно «существовало» или что оно «будет существовать»; приемлемым образом звучит лишь утверждение, что оно «существует». Но это существование на самом деле «длящееся»: число это существует «ныне и присно». Обсуждение данного феномена тесно связано с рядом возникших общих философских проблем; напр., с проблемой понимания самого феномена времени, а значит, и природы причинно-следственных связей. Н.М. Нагорный