(от лат. abstractio – отвлечение) – результат и процесс познания любого сущего как конечного предмета. В этом смысле любой акт и результат познания являются А., поскольку мы никогда не имеем дело непосредственно с потенциальной бесконечностью сущего. Однако термин А. обычно употребляется в том случае, когда соответствующий процесс и результат носят осознанный характер. К сожалению, когда говорят «Отвлечемся от…» или «Это всего лишь (условная) абстракция», забывают об онтологическом основании правомерного абстрагирования. Гипотетически можно предположить что угодно, в том числе условно абстрагироваться от чего угодно. Но если при этом забыть, что любое предположение в конечном счет должно быть проверено на адекватность реальности (как уже существующей, так и возможной), то наука превращается в игру. Неверно считать, что любое А. условно, на основании того, что все связано со всем. В разных соотношениях любое сущее как связано с другими сущими, так и независимо от них. И только в последнем случае абстрагирование от того, в чем предмет в данном соотношении независим, правомерно и абстракция адекватна реальности. Так, подвергая человека хирургической операции, мы можем абстрагироваться от его социального статуса, а определяя уровень его знаний – от его успехов в спорте. Но ни одна А. не имеет преимущественного статуса отражать то, что есть «на самом деле», ибо в разных соотношениях и «дела» (выделяемые предметы) будут разными. Забвение этих в сущности простых положений приводит к бесконечным спорам о словах: знание о сложном объекте пытаются подменить знанием о предмете, выделяемым и изучаемым данным исследователем.
Ист.: Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972 (издание2-е – СПб. 2008). Глава «Чье же дело самое?»