истина, полностью исчерпывающая предмет познания; знание, тождественное своему предмету.
Абсолютная истина
Абсолютная истина
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
Абсолютная истина
это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
(лат. absolutus – безусловный, совершенный, неограниченный) – полное, точное, несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, не опровергаемое последующим развитием познания.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Абсолютная истина
полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
истина наивысших смыслов (парамартхасатья) доступная пониманию тех, кто, не взирая ни на всеобщую относительность природы становления, действия, слова, ни на обыденные воззрения и учёные теории, умеет прекратить все эти многообразные проявления (прапанча) сознания, дабы открыть в себе сокровенное, «узреть то, что условно называется Абсолютом». Нагарджуна (II–III вв.) в «Мула-мадхьямака-кариках» пояснял: «Законоучение Просветлённых Покоится на двух истинах: Истине, обусловленной (сокрытой) мирскими значениями, И истине наивысшего смысла (абсолютной). // Те, которые не знают различия Между этими двумя истинами, Те не знают сокровенной сути (высшей реальности) В буддийском Учении. // Без опоры на обыденное значение Не постигнуть наивысший (абсолютный) смысл, Без обретения абсолютного смысла Не достигнуть прекращения череды рождений (нирваны)» (XXIV, 8–10). В автокомментарии («Акутобхайя» см.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности… М., 2006. С. 413) к этим строфам сказано: Законоучение Благодатных и Просветлённых (будд) возникает, опираясь на эти две истины. «Истина, обусловленная (сокрытая) мирскими значениями» [называется так], поскольку рассматривает все дхармочастицы как имеющие происхождение, ибо мирское является искажением [правды] относительно пустоты всех дхармо-частиц (потока сознания). Поскольку истинность всего, что существует на относительном уровне, оказывается сокрытой (обусловленной), постольку истина называется сокрытой (обусловленной) истиной. «Истина наивысшего смысла (абсолютная)» [называется так], ибо благодаря совершенному и неискажённому знанию она учит тому, что все дхармо-частицы не имеют происхождения. В силу истинности всего на уровне высшей реальности она и названа истиной наивысшего смысла (абсолютной).