АБСОЛЮТИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Абсолютизм
(ab-solvo отрешаю, освобождаю). Абсолютизмом называют иногда философские учения, основывающиеся на началах, превышающих все ограниченное. В политическом отношении абсолютизм означает независимость от ограничений.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Абсолютизм
в теории познания противопоставляется релятивизму и утверждает необходимость абсолютной истины, ее неизменность и независимость от того, кто это суждение признает и какие обстоятельства этому способствуют. В аксиологии провозглашается абсолютный характер ценностей, в частности ценностей моральных. Сторонники абсолютизма полагают, что ценности носят вечный, непреходящий характер, а всякая истина является абсолютной и неизменной.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АБСОЛЮТИЗМ
этический) (лат. absolutis-безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий. Моральные принципы, понятия добра я зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, к-рый обычно выражал протест против канонизаций и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его сторонники часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, должные соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ. Платон, Евклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему изменчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда проводились с равной последовательностью. Обоснование морали феодального, а затем буржуазного об-ва ссылкой на волю или разум бога имело целью придать этой морали абсолютное значение, поставить ее вне конкретно-исторических условий. Идеи А. провидятся и в нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ. философ Шефтсбери доказывал, что представления людей о нравственности имеют врожденный характер, неизменны и не могут быть обоснованы ссылками на человеческие интересу и общественную пользу (родственного чувства теории). Принцип А. развивают в своей этике Кант, а также Спенсер. Примером совр. направления буржуазной философии морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм - этическая теория, в к-рой. доказывается, что моральные понятия добра и долга неизменны и безусловны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Марксистско-ленинская этика противопоставляет А. принцип конкретно-исторического подхода к обоснованию природы нравственности, связывая ее с социальными условиями жизни людей, с их интересами и потребностями. Всякий моральный принцип возникает исторически, на определенной ступени общественного прогресса. И если он сохраняет свое значение для последующих эпох, то при этом наполняется новым, более конкретным и гуманным содержанием, отвечая более широким историческим возможностям прогрессивных классов. Так, коммунистическая нравственность воспринимает все лучшее из морали человечества в прошлом и развивает его содержание в направлении полной социальной справедливости.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
402.19 кб

Цивилизационный абсолютизм и цивилизационный релятивизм

Касимов Руслан Харисович
В статье рассматривается проблема осмысления феномена цивилизации в рамках бинарной оппозиции абсолютного и относительного.
Читать PDF
26.31 мб

Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор затрагивает проблему определения мораль-ного абсолютизма, а также выявления его наиболее специфических черт.
Читать PDF
17.15 мб

Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье реконструирована история становления и подвергнута анализу нормативная релевантность доктрины двойного эффекта. В качестве основы анализа выступают этические споры о допустимости применения силы.
Читать PDF
426.38 кб

Моральный абсолютизм и ложь во благо

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор рассматривает проблему лжи через призму модельной ситуации, предложенной Кантом в трактате «О мнимом праве лгать из человеколюбия», обсуждение которой в 2008 г.
Читать PDF
251.61 кб

Концепция «Этического абсолютизма» Казимира Твардовского

Ильина Ю. А.
Статья посвящена анализу концепции «этического абсолютизма» К. Твардовского. Особое внимание уделено рассмотрению работ К.
Читать PDF
316.07 кб

Философская проблема обоснования математического знания: от абсолютизма к фаллибилизму

Медведев Николай Владимирович, Медведева Евгения Евгеньевна
Подвергнуто критике господствующее в философии математики абсолютистское представление, согласно которому любая математическая истина является абсолютно обоснованной, а значит, непогрешимой, и математика, возможно, является единст
Читать PDF
112.13 кб

Концепция морали: от абсолютизма к локальным системам

Левин Сергей Михайлович
В статье обсуждаются причины возникновения и сохранения морального абсолютизма как влиятельной этической и метаэтической теории.
Читать PDF
269.04 кб

Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса

Кирсанов Ярослав Александрович
В статье анализируется метафора машины власти в трактате Т. Гоббса «Левиафан». Данная метафора служит архетипом для двух взаимосвязанных традиций новоевропейского дискурса традиций механицизма и абсолютизма.

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ

    - требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.: "не убий", "не кради", "храни верность в браке", "н
  • Просвещенный абсолютизм

    политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления - Россия, Дания, Пруссия - и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства
  • АБСОЛЮТИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ

    Под А. (лат. absolutus — безусловный) понимают утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость к-рых признается универсальной и ничем не ограниченной. Под P. (relativus — о
  • АБСОЛЮТИЗАЦИЯ

    [от лат. absolutus безусловный] — мыслительный прием, суть которого заключается в том, что в качестве точного принимается такой предел приближения к действительности, который обусловлен потребностями