АБСОЛЮТИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Абсолютизм
(ab-solvo отрешаю, освобождаю). Абсолютизмом называют иногда философские учения, основывающиеся на началах, превышающих все ограниченное. В политическом отношении абсолютизм означает независимость от ограничений.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Абсолютизм
(ab-solvo отрешаю, освобождаю). Абсолютизмом называют иногда философские учения, основывающиеся на началах, превышающих все ограниченное. В политическом отношении абсолютизм означает независимость от ограничений.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Абсолютизм
в теории познания противопоставляется релятивизму и утверждает необходимость абсолютной истины, ее неизменность и независимость от того, кто это суждение признает и какие обстоятельства этому способствуют. В аксиологии провозглашается абсолютный характер ценностей, в частности ценностей моральных. Сторонники абсолютизма полагают, что ценности носят вечный, непреходящий характер, а всякая истина является абсолютной и неизменной.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АБСОЛЮТИЗМ
этический) (лат. absolutis-безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий. Моральные принципы, понятия добра я зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, к-рый обычно выражал протест против канонизаций и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его сторонники часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, должные соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ. Платон, Евклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему изменчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда проводились с равной последовательностью. Обоснование морали феодального, а затем буржуазного об-ва ссылкой на волю или разум бога имело целью придать этой морали абсолютное значение, поставить ее вне конкретно-исторических условий. Идеи А. провидятся и в нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ. философ Шефтсбери доказывал, что представления людей о нравственности имеют врожденный характер, неизменны и не могут быть обоснованы ссылками на человеческие интересу и общественную пользу (родственного чувства теории). Принцип А. развивают в своей этике Кант, а также Спенсер. Примером совр. направления буржуазной философии морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм - этическая теория, в к-рой. доказывается, что моральные понятия добра и долга неизменны и безусловны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Марксистско-ленинская этика противопоставляет А. принцип конкретно-исторического подхода к обоснованию природы нравственности, связывая ее с социальными условиями жизни людей, с их интересами и потребностями. Всякий моральный принцип возникает исторически, на определенной ступени общественного прогресса. И если он сохраняет свое значение для последующих эпох, то при этом наполняется новым, более конкретным и гуманным содержанием, отвечая более широким историческим возможностям прогрессивных классов. Так, коммунистическая нравственность воспринимает все лучшее из морали человечества в прошлом и развивает его содержание в направлении полной социальной справедливости.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Английский абсолютизм в истории права: мифы и реальность

Клочков Виктор Викторович
В статье анализируются основные типологические признаки абсолютизма и проблема абсолютизма раннего Нового времени в историографии. Указывается, что в раннее Новое время абсолютные монархии не походили на аристократии XIX в.
Читать PDF

Абсолютизм vs самодержавие: еще раз к дефиниции понятий

Мухин Олег Николаевич
Рассматривается проблема типологии политических режимов Нового времени. В рамках сравнительноисторического подхода подчеркивается специфика российского самодержавия в отличие как от абсолютизма, так и от восточной деспотии.
Читать PDF

Просвещенный абсолютизм в России: культурный концепт и политические стратегии

Черепанова Розалия Семеновна
Анализируются некоторые укоренившиеся стереотипы, касающиеся «просвещенного абсолютизма» как понятия, эпохи и научной проблемы.
Читать PDF

20001. 02. 012. Сорокин Ю. А. Российский абсолютизм в последней трети ХVIII В. / отв. Ред. Толочко А

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF

Чарльз Тилли, европейский абсолютизм и города эпохи перехода от Средневековья к Новому времени

Лотменцев Андрей Михайлович
Автор статьи полемизирует с Чарльзом Тилли о роли свободных городов в становлении современного общества.
Читать PDF

«Православный абсолютизм» светская власть и православная Церковь в эпоху императора Николая I

Фирсов С. Л.
The article deals with establishing the Russian Orthodox Church as a department of religious affairs by the mid-19" [1] century and the lack of its internal freedom in spite of its superiority as a confession.
Читать PDF

«Просвещенный абсолютизм» Марии Терезии

Туйкина Г.А.
В статье на рассмотрение ставятся следующие вопросы: что представляет собой понятие «просвещенный абсолютизм», каких результатов добилась во внутренней политической деятельности Мария Терезия и какое значение ее политика имела для
Читать PDF

О терминах «Самодержавие», «Абсолютизм» и «Просвещенный абсолютизм» и их использовании в современной

Долгих Аркадий Наумович
В настоящей статье рассматриваются несколько основополагающих понятий, связанных с политической сферой общества, используемых в современной исторической науке («абсолютизм», «самодержавие» и «просвещенный абсолютизм»); указывается
Читать PDF

Похвала властителю: Панегирическая поэзия и русский абсолютизм

Иоахим Клейн
Русская литература раннего Нового времени поражает преобладанием пане-гирической традиции. С середины XVII до конца XVIII века панегирика пред-ставлена во многих жанрах; почти все поэты воспевали правителя.
Читать PDF

Цивилизационный абсолютизм и цивилизационный релятивизм

Касимов Руслан Харисович
В статье рассматривается проблема осмысления феномена цивилизации в рамках бинарной оппозиции абсолютного и относительного.
Читать PDF

Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор затрагивает проблему определения мораль-ного абсолютизма, а также выявления его наиболее специфических черт.
Читать PDF

Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье реконструирована история становления и подвергнута анализу нормативная релевантность доктрины двойного эффекта. В качестве основы анализа выступают этические споры о допустимости применения силы.

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ

    - требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.: "не убий", "не кради", "храни верность в браке", "н
  • Просвещенный абсолютизм

    политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления - Россия, Дания, Пруссия - и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства
  • АБСОЛЮТИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ

    Под А. (лат. absolutus — безусловный) понимают утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость к-рых признается универсальной и ничем не ограниченной. Под P. (relativus — о
  • АБСОЛЮТИЗАЦИЯ

    [от лат. absolutus безусловный] — мыслительный прием, суть которого заключается в том, что в качестве точного принимается такой предел приближения к действительности, который обусловлен потребностями