АБРАМОВА Нина Тимофеевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АБРАМОВА Нина Тимофеевна
Родилась 25 декабря 1932 г. в Москве. Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1956), аспирантуру Института философии АН СССР (1963). С 1963 г. м.н.с., ст.н.с., в.н.с. Института философии АН СССР (с 1992 г. ИФ РАН). В 1963 г. защитила кандидатскую диссертацию «Соотношение целого и части в строении материи». В 1975 г. защитила докторскую диссертацию «Методологические проблемы взаимосвязи целостности, организации и управления». Развивает концепцию типов целостности и форм управления, обосновывает идею теоретизации научного знания на основе кибернетики. Специальному анализу подвергла принцип монизма, выделяет типы монистской ориентации, раскрывает механизмы реконструкции мозаично организованных объектов современной науки. Показывает неклассический путь «сборки» несовместимых элементов знания. Постклассический образ науки связывает с осознанием границ фундаменталистской стратегии познания, с изменением структуры познавательной модели, с переориентацией на иные исходные принципы: многомерность, нелинейность, размытость, незамкнутость. Исследует проблему природы и статуса невербального строя сознания: анализирует экстенсионал «языка тела», раскрывает модусы параязыка: эмотивный, коммуникативный, аксиологический, практический, эпистемический и др. Анализ возможностей внутренней речи, неосознанных чувств, неартикулируемых форм сознания позволил обосновать мысль о суверенной природе перцептивных мыслительных актов.
Основные публикации О соотношении части и целого // Вопросы философии. 1963. № 2; Теоретическая биология и кибернетика // Там же. 1968. № 3; Особенности систем и принципы их классификации // Философские науки. 1972. № 6; Целостность и управление. М., 1974; Кибернетика и проблема теоретизации научного знания // Вопросы философии. 1978. № 3; Синтез знания и проблема управления. М., 1978. В соавт.; Монистическая тенденция развития знания // Вопросы философии. 1982. № 9; Единство научного знания и кибернетика. М., 1985; Мозаичный объект: поиски оснований единства // Вопросы философии. 1986. № 4; Фундаменталистский идеал и новый образ науки // Философские науки. 1989. № 11; Априоризм догматов // Истины и ценности на рубеже XX-XXI вв. М., 1992; Природа и статус перцептивного строя сознания // Философия науки. Вып. 2. М., 1996; Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии. 1997. № 7; Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Там же. 1998. № 4; Границы редукционизма и сохранение разнообразия // Философия науки. Вып. 4. М., 1998; Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопросы философии. 2001. № 6; Несловесное мышление. М., 2002; Практическое знание и опыт идентификации // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011; Всегда ли человек свободен? // Свобода и творчество. М., 2011; Уподобление // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012; Убеждение и воззрение // Релятивизм, плюрализм, критицизм. М., 2012; Непроизвольный тип коммуникации // Эпистемологический анализ коммуникации. М., 2012; Непосредственное знание // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Ч. 1. М., 2013.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

АБРАМОВА Нина Тимофеевна
(р. 25.12.1932) — спец. в обл. филос. и методол. науки; д. филос. н. Р. в Москве. Окончила Моск.хим.политехникум(1952), филос. ф-т МГУ (1956), асп. ИФ АН СССР (1963). В 1952-58 — лаборант хим. предприятия, с 1963 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН), в наст, вр.- вед. н. с. Канд. дисс. — «Соотношение целого и части в строении материи» (1963). Докт. дисс. — «Методологические проблемы взаимосвязи целостности, организации и управления» (1975). В ранних трудах А. развивается концепция типов целостности и форм управления, обосновывается идея теоретизации науч. знания на основе кибернетики. Позднее А. развивает представление о монистической тенденции в развитии знания. Специальному анализу подвергается принцип монизма, выделяются типы монистской ориентации, раскрываются механизмы реконструкции мозаично организованных объектов совр. науки. А. показывает нестандартный (некласс.) путь «сборки» несовместимых элементов знания. В концепции «образа науки» истоки нового (посткласс.) образа А. связывает с осознанием границ фундаменталистской стратегии познания, с изменением структуры познавательной модели, с переориентацией на иные исходные принципы — многомерность, нелинейность, размытость, незамкнутость и т. п. Проблема догматически ориентированного сознания анализируется А. в нескольких планах: выделяются гносеол., психол. и соц. основания; раскрываются принципы единообразия, однолинейности, редукции; при рассмотрении проблемы «укоренения» идеала исследуются истоки априоризма догматов; анализируется взаимосвязь разума и веры. В поел. вр. А. исследует проблему природы и статуса невербального строя сознания: анализирует экстенсионал «языка тела», раскрывает модусы параязыка: эмотивный, коммуникативный, аксиол., практич., эпистемич. и др. Анализ возможностей внутр. речи, неосознанных чувств, неартикулируемых форм сознания позволил обосновать мысль о суверенной природе перцептивных мыслительных актов. Практич. значимость такого вывода А. связывает с прогнозами в сфере образования: предполагается, что осн. стратегии должны опираться не только на новые технологии, но и на идеологию практич. мастерства, на «телесные» умения, передаваемые коммуникативно посредством несловесных мыслительных актов.
Соч.: О соотношении части и целого // ВФ. 1963. № 2; Теоретическая биология и кибернетика// ВФ. 1968. № 3; Особенности систем и принципы их классификации // ФН. 1972. № 6; Целостность и управление. М., 1974; Кибернетика и проблема теоретизации научного знания // ВФ. 1978. № 3; Синтез знания и проблема управления. (В соавт.). М., 1978; Монистическая тенденция развития знания // ВФ. 1982. № 9; Единство научного знания и кибернетика. М., 1985; Мозаичный объект: поиски оснований единства// ВФ. 1986. № 4; Фундаменталистский идеал и новый образ науки // ФН. 1989. № 11; Априоризм догматов // Истины и Ценности на рубеже XX-XXI вв. М., 1992; Границы эталонно-ориентированного мышления // Эпистемологические проблемы науки (работы русских философов). М., 1993 (на англ. яз.); Природа и статус перцептивного строя сознания // Философия науки. Вып. 2. М., 1996; Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // ВФ. 1997. № 7; Границы редукционизма и сохранение разнообразия // Философия науки. Вып. 4. М., 1998; Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // ВФ. 1998. № 4; Мнение // НФЭ: В 4 т. Т. 2. М., 2001; Являются ли несловесные акты мышлением? // ВФ. 2001. № 6; Несловесное мышление. М., 2002.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009